«Важность идеологической работы для Казахстана вполне понятна: необходима новая волна пробуждения «казахстанского патриотизма» ввиду оттока образованного населения», – отмечает в своей статье, написанной специально для CABAR.asia, аналитик Ануар Темиров.
В Казахстане в этом году отмечают сразу несколько круглых дат, несущих в себе идеологическую составляющую: 175-летие со дня рождения великого поэта и философа Абая Кунанбаева, 1150-летие выдающегося мыслителя Востока Абу Наср аль-Фараби и 750-летие Золотой Орды. Данные мероприятия нацелены, в первую очередь, на молодое поколение казахстанцев, которое, помимо большого количества этносов, по своему составу является довольно разношерстным.
Некоторая часть является более традиционной, некоторые представители молодежи устремлены взорами на запад, третьи погружены в религиозные течения, которые никогда не исповедовались на территории Казахстана ранее. Так что же объединяет всех этих людей, и какая идеологическая работа ведется в контексте формирования национальной идентичности?
Успешна ли программа «Рухани жангыру»?
Руководство Казахстана за последние годы более активно начало говорить о необходимости формирования собственной идеологии и идентичности. В 2017 году первый президент страны Нурсултан Назарбаев, написал статью, в которой изложил свое видение духовной модернизации (каз. Рухани жаңғыру) казахстанского общества. Он отметил важность сохранения национальной идентичности, повышения уровня конкурентоспособности и открытости общества к переменам, пропаганды культа знаний и постепенного, эволюционного, не революционного, метода развития страны.
Для решения этих стратегических для нации задач была отмечена необходимость перехода казахского языка с кириллицы на латиницу до 2025 года, перевода 100 лучших мировых учебников на казахский язык, воспитания молодого поколения в духе любви как к малой (месту, где они родились), так и к большой родине. Также, было предложено заняться продвижением отечественной культуры за рубежом и поиском новых «героев» современного Казахстана для списка «100 новых лиц» страны.
Все эти инициативы представляют собой важную ценность для формирования казахстанской нации. Однако, не во всех случаях при реализации программы удалось правильно донести сам ее посыл. К примеру, вместо широкого обсуждения самих инициатив, казахстанцы сконцентрировались на том, что заподозрили в плагиате и раскритиковали логотип программы. Некоторые общественные деятели подвергли критике программу за то, что кроме символа так и не прояснился главный посыл модернизации.
Были созданы различные центры «Рухани жангыру» в регионах, куда, по словам директора одного из таких центров, Гульнар Курбанбаевой, люди обращаются даже с жалобами на коммунальные услуги, которые являются прерогативой акиматов (мэрий) городов и сел. Данный факт подчеркивает необходимость повышения уровня доверия граждан к властям на местах, так как региональные центры модернизации не должны заниматься делами, которые не находятся в их компетенции.
Более того, при исполнении поручений, связанных с программой, в некоторых случаях на местах до сих пор используются довольно странные методы, которые не соответствуют веяниям сегодняшнего времени. Так, портреты победителей проекта «100 новых лиц» Казахстана, которые добились высоких достижений в различных сферах от медицины до творчества, висят на заборах и ограждениях строящихся домов.
Не так давно в парламенте страны была озвучена коллективная просьба от победителей проекта убрать их лица с заборов. В свою очередь, большинство «новых лиц» Казахстана, за исключением некоторых, пока несильно активны в социальных сетях и на телевидении, где могли бы рассказывать о своих успехах молодому поколению и внести свой вклад в идеологическую работу страны, причем бесплатно.
В парламенте Казахстана была озвучена коллективная просьба от победителей проекта ‘100 новых лиц Казахстана’ убрать их лица с заборов.
«Рухани жангыру» в мире уже давно перешло в плоскость виртуальной реальности, где миллиарды людей смотрят фильмы и мультфильмы, сериалы, читают социальные сети, которые вносят свой вклад в формирование личностей. Для успешной идеологической работы в духе патриотизма на сегодняшний день важно выпускать качественный национальный анимационный контент в первую очередь для детей и подростков.
Руководитель объединения анимационных киностудий Казахстана предложил закрепить на законодательном уровне план по ежегодному выпуску двух полнометражных и десяти короткометражных фильмов. К данной инициативе стоило бы добавить и оценку качества самого материала для того, чтобы казахстанские мультфильмы не выпускались только «для галочки» и выполнения самого плана.
Следующим важным моментом является сам доступ к получению информации. В Казахстане довольно большой охват интернетом среди населения (см График 1). Логичным продолжением для программы «Рухани жангыру» является широкое внедрение практических онлайн-курсов для различных категорий людей. При этом, властям страны необходимо обеспечить бесперебойную работу веб-ресурсов.
Создание такого рода платформ для онлайн-образования, где легко и доступно можно было бы разместить, как и курсы по казахскому языку и литературе, так и естественным наукам, а также по развитию способностей и навыков, является отличной возможностью для осуществления цифровизации и духовной модернизации одновременно. Например, перевод самого популярного курса на сайте Coursera «Learning how to learn» (Учитесь учиться) на казахский язык прекрасно вписывается в данную инициативу, хоть и был проведен силами бизнеса без государственного заказа.
На модернизацию сознания казахстанцев с начала инициирования программы тратится немало бюджетных средств. Так, по утвержденному плану до 2022 года на реализацию программы в общей сложности выделено 54 миллиарда тенге (порядка 160 миллионов долларов США). В 2019 году план реализации программы включал в себя проведение 209 различных имиджевых мероприятий, конференций, форумов.
Однако, после того, как президент Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, поручил оптимизировать средства и сосредоточиться на практических нуждах казахстанцев, количество мероприятий и, соответственно, затрат на 2020 год в рамках «Рухани жангыру» уменьшилось почти вдвое.
Цель заменить количество на качество мероприятий и выделить средства только на точечные проекты, способные принести результат должна стать приоритетной при осуществлении модернизации сознания. Причем акцент должен быть направлен именно в плоскость Интернета, откуда и берут информацию большинство казахстанцев.
Более того, поддержка реальной обратной связи с населением о том, чувствуют ли они модернизацию общественного сознания, проводимой с помощью социологических опросов и поднятия казахстанской социологии как науки в целом, позитивно скажется на осуществлении дальнейшей идеологической работы. От данного фактора и будет зависеть успешность начатой программы, которая в дальнейшем должна быть переосмыслена еще раз, став более конкретной.
Идеология Абая как способ взглянуть по-новому на модернизацию
В годы после распада Советского Союза перед всеми республиками, в том числе и Казахстаном, стояла задача вновь возвысить роль и наследие ключевых исторических деятелей, воссоздать историческую науку, раскрывающую в полной мере все детали, которые по некоторым причинам умалчивались. Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, возрождая историческую память, встал на путь возвеличивания полководцев, древнейших мыслителей Востока.
Однако, выделение Абая как центральной исторической личности, которая жила ближе к сегодняшнему времени, и популяризация его трудов и мыслей сегодня, является, по сути, историческим шансом более выверено и точно сформулировать идеологические постулаты для современного казахстанского общества.
Ключевым вызовом для казахстанских чиновников в ходе празднования важных исторических дат является не превращение их в помпезные торжества. Касым-Жомарт Токаевым была верно подчеркнута необходимость празднования 175-летия поэта Абая Кунанбаева без большого пиршества, а качественно и без больших растрат. Должно окончательно прийти понимание, что для успешной идеологической работы концерты и форумы, где участвуют одни и те же лица, являются неэффективными.
Можно назвать успешным поэтический марафон по чтению произведений Абая, запущенный в социальных сетях, который был подхвачен как главой казахстанского государства, так и многими другими известными личностями, такими как китайский миллиардер Джек Ма, французский актер Самир Насэри, казахстанский певец Димаш Кудайберген. Данный флэшмоб не потребовал никаких затрат из бюджета, но принес широкую узнаваемость и повысил привлекательность к чтению произведений классика казахской литературы.
Празднование юбилея Абая является и возможностью для города Семея «обрести второе дыхание» и получить новый статус исторического центра для своего дальнейшего развития. Семипалатинский ядерный полигон в годы Советского Союза сильно ударил по экологической обстановке восточной части Казахстана в целом.
Более того, по данным Казгидромета за 2019 год, качество атмосферного воздуха в Семее наблюдалось с повышенным уровнем загрязнения. В рамках увеличения роли города, где родились многие известные казахские философы, поэты и ученые, в Семее можно было бы построить или же создать на базе ныне действующих учебных заведений университет с уклоном на изучение экологических проблем, возобновляемых источников энергии.
В будущем, при сохранении большого количества выбросов по стране, профессия эколога будет весьма востребованной, и от экологов будут ждать предложений по улучшению ситуации. Также, данная инициатива соответствует поручению первого президента Назарбаева о создании по крайней мере одного конкурентоспособного университета в каждом регионе страны.
Великий поэт Абай в одном из своих стихотворений писал: «Тверже ногу, шагай смелей, и тогда не погибнет труд». Для казахстанского общества сейчас важно решительными шагами идти по пути политических и экономических реформ, сохранив свою собственную идентичность. Желание Абая возвысить культ знаний и чтения среди казахов, а также отказаться от праздного образа жизни, является осуществимым при условии усердной работы чиновников и всего общества.
Выводы и рекомендации
В понимании современного общества, с помощью логотипов, плакатов и форумов уже не получится добиться модернизации сознания, нужен более углубленный подход с использованием интернета и новых технологий. Важность идеологической работы для Казахстана вполне понятна: необходима новая волна пробуждения «казахстанского патриотизма» ввиду оттока образованного населения. В связи с этим, стоит принять во внимание следующие рекомендации для улучшения идеологической работы в целом:
- Львиная доля идеологической работы в рамках «Рухани жангыру» должна проводиться в виртуальной реальности. Это включает в себя создание качественного отечественного контента в виде фильмов, сериалов, мультфильмов, музыки;
- В рамках перехода на латиницу стоит проработать доступный онлайн-курс, который будет понятен как молодому, так и взрослому поколению;
- Сделать более прозрачной работу центров по «Рухани жангыру» в плане освещения трат государственных средств на программы;
- Широкая популяризация казахстанского проекта «100 новых лиц» возможна при привлечении победителей к работе с общественным мнением, активное использование ими социальных сетей;
- Стоит отметить, что для реализации программы «Рухани жангыру» была создана государственная комиссия, которая возглавляется Государственным секретарем РК. Стоит отметить, что именно в ходе заседаний данной комиссии принимаются программа мероприятий на год. Для увеличения эффективности, стоит пригласить к участию в программе общественных деятелей, лидеров общественного мнения, а также молодежь, которая даст более свежее видение на многие пункты программы;
- В рамках юбилейного года Абая Кунанбаева стоит обратить внимание на экологические проблемы родного края поэта, изучить возможность запуска программ по подготовке высококвалифицированных кадров в области экологии;
- Выбрать в качестве центральных фигур значимых личностей для каждого региона Казахстана, популяризировать их идеи и ценности среди населения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus