Единственное, чего нам нужно бояться, так это самого страха» сказал в своей первой инаугурационной речи Франклин Д. Рузвельт, который был избран 32-м президентом Соединенных Штатов в начале 1930-х годов, когда весь мир страдал от последствий Великой депрессии.
Хотя Великая депрессия не была вызвана пандемией, ситуация в то время была хуже, чем нынешний кризис с коронавирусом. Сейчас неопределенность в жизни общества возрастает в контексте пандемии коронавируса, как это было во время Великой депрессии. Тем не менее, в нынешних условиях необходимо доверие. Доверие к правительству Узбекистана, доверие к мерам, принимаемым для сокращения распространения коронавируса, защиты населения, для выхода из кризиса без крупных потерь и оживления экономики в посткризисный период, включая монетарную и валютную политику Центрального банка.
На 14 апреля 2020 года обменный курс сума по отношению к доллару США на внутреннем валютном рынке составил 9 793 сумов. Накануне закрытия рабочего дня, Центральный банк объявил, что базовая ставка снижена на 1 процентный пункт, до 15 процентов годовых. После неожиданного решения регулятора, коммерческие банки, которые начали предлагать операции купли-продажи в долларах США через обменные пункты в коридоре 9780-9850 сумов в начале дня, подняли коридор до 10140-10150 сумов к концу дня.
В результате ряд экономистов и экспертов выразили свое личное мнение о девальвации национальной валюты через онлайн-публикации. Также появились прогнозы некоторых экспертов по обменному курсу сума на конец 2020 года.
Естественно, что в этой ситуации возникают следующие вопросы: Каковы основные факторы, вызывающие девальвацию сума? Почему национальная валюта, которая с начала года стабилизировалась по отношению к доллару США на уровне около 9500 сумов, снова начала обесцениваться с первых дней апреля? Мы постараемся ответить на эти вопросы ниже.
Дальнейшее уменьшение объема экспорта относительно объема импорта привело к снижению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Выручка от экспорта товаров и услуг в 1 квартале 2019 года увеличилась на 20,6% по сравнению с соответствующим периодом 2018 года и в определенной степени послужила удовлетворению спроса на валюту на внутреннем валютном рынке. В 1 квартале этого года из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, объем экспорта сократился на 10,9% по сравнению с 1 кварталом 2019 года (Рисунок 1). Это объясняет, почему в прошедшем периоде этого года предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке было таким низким.
В начале 2020 года цены на сырье (нефть, газ, цветные металлы, включая медь) на мировых рынках резко упали в результате «осады» коронавирусной инфекции в Китае, главном торговом партнере Узбекистана, и замедления его экономики.
Кроме того, благодаря антикоронавирусным мерам спрос со стороны Китая на товары и услуги, производимые в Узбекистане, значительно снизился. В то же время снизился спрос на узбекскую продукцию на рынках других наших основных торговых партнеров, связанных с Китаем через глобальную цепочку добавленной стоимости. Поскольку эпидемия коронавируса превратилась в пандемию и границы закрылись, его сфера влияния еще больше расширились. В результате в январе-марте 2020 года экспорт Узбекистана в Китай сократился на 426 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, в Россию - на 106 млн долларов, в Казахстан - на 94,4 млн долларов (Рисунок 2).
С другой стороны, в то время как валютная выручка от экспорта снизилась, спрос на импортные товары и услуги, хоть и несколько уменьшился, но остается высоким. Это увеличивает давление на обменный курс, создавая несоответствие между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке.
Например, объем товаров и услуг, импортированных из семи основных торговых партнеров, на которые приходится 70% общего импорта Узбекистана, сократился на 294 млн долларов по сравнению с 1 кварталом 2019 года. В частности, объем товаров и услуг, импортированных из Китая в 1 квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, сократился на 73,5 млн долларов США, из Южной Кореи – на 147,6 млн долларов США, из Казахстана – на 13 млн долларов США, из Турции – на 66,4 млн долларов США, из США – на 17,7 млн. долларов США (Рисунок 3).
Из-за девальвации национальных валют основных торговых партнеров Узбекистана обменный курс сума корректируется с учетом обменного курса национальных валют этих стран.
Серьезная вспышка эпидемии коронавируса в Китае в январе 2020 года и снижение спроса на нефть в китайской экономике привели к значительному падению мировых цен на нефть. Кроме того, неспособность стран ОПЕК достичь соглашения по сокращению добычи нефти и начало ценовой «войны» между Саудовской Аравией и Россией оказали еще большее давление на снижение цен на нефть. В результате цены на нефть резко упали. Падение цен на нефть отразилось на курсах национальных валют России и Казахстана, основных торговых партнеров Узбекистана (Рисунок 4).
По состоянию на 14 апреля 2020 года казахский тенге обесценился на 12,1% по сравнению с началом года, российский рубль - на 18,8%, а сум – на 1,95%.
Снижение курса тенге и рубля приведет к снижению цен на товары и услуги, произведенные в Казахстане и России для Узбекистана. В этой ситуации спрос на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для импорта из этих торговых партнеров будет расти, и сум начнет обесцениваться. В результате обменный курс сума будет скорректирован с учетом курсов тенге и рубля.
Снижение денежных переводов в связи с кризисом коронавируса приводит к недостатку предложения валюты на внутреннем валютном рынке.
В предыдущие годы трансграничные денежные переводы в нашу страну служили для удовлетворения определенной части спроса на валюту на внутреннем валютном рынке.
В связи с карантинными мерами, принятыми в этом году странами, которые являются местами работы для узбекских трудовых мигрантов, в частности Россией и Казахстаном, в целях сокращения распространения коронавирусной инфекции, в 1-м квартале объем денежных переводов в Узбекистан значительно сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, объем денежных переводов в марте этого года сократился на 23% по сравнению с февралем и составил 296 млн долларов США.
Заключение
В настоящее время на девальвацию национальной валюты оказывают влияние снижение валютных поступлений от экспорта и трансграничных денежных переводов, высокий спрос на импорт товаров и услуг и девальвация национальных валют основных торговых партнеров.
По мере того, как обменный курс сума корректируется в соответствии с курсами национальных валют основных торговых партнеров, конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в Узбекистане, возрастет, а валютная выручка от экспорта увеличится. В свою очередь, девальвация национальной валюты сделает импортные товары и услуги более дорогими, чем отечественные товары и услуги, и приведет к определенному сокращению импорта.
Привлекательные высокие процентные ставки в финансовом секторе Узбекистана также способствуют притоку иностранных инвестиций в страну.
Вышеуказанные факторы служат для стабилизации обменного курса путем балансирования спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Правила комментирования
comments powered by Disqus