Из-за пандемии коронавируса в Казахстане терпят убытки морские порты. Об этом, как передает Liter.kz, стало известно в ходе обсуждения текущей ситуации в транспорте на площадке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
На сайте НПП «Атамекен» отмечается, что введённые прикаспийскими государствами карантинные меры в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 привели к увеличению продолжительности кругового рейса судов и дополнительным затратам, связанным с вынужденным простоем судов в ожидании их обработки в морских портах и дезинфекцией. Так, если ранее национальный перевозчик ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (далее – КМТФ) в направлении Актау-Махачкала-Актау осуществлял 5-6 рейсов месяц, то теперь они сокращены до 4-5 рейсов.
Перевозчикам требуется обеспечить бесперебойную работу транспорта и безопасную перевозку грузов, производя при этом, с соблюдением всех карантинных мер, своевременную смену экипажей морских судов, что несёт дополнительные затраты на содержание сменяемых экипажей, выплату им заработной платы и создание дополнительных условий. Возникают сложности с укомплектованием судов экипажем, его содержанием и репатриацией.
В этих условиях КМТФ для выхода из складывающейся ситуации по смене экипажей морских судов (вахты) прорабатывается вопрос по доплатам экипажам, которые вынуждены находиться на судах без должной смены. По расчетам КМТФ, в соответствие с Трудовым законодательством РК, доплата по переработке и выплатам простоя по экипажам морских судов с 27.03.2020 года по 30.04.2020 года составит порядка 41,5 млн. тенге. В случае продления настоящего режима, КМТФ будет вынужден оплачивать экипажам судов около 40 млн. тенге ежемесячно.
У Национального перевозчика (КМТФ) также возникли иные проблемные вопросы, а именно:
1) В 2019 году США ввели второй этап санкций против иранской экономики, включая деятельность портовых операторов и судоходства, в связи, с чем КМТФ был вынужден сдать 2 сухогрузных судна в субаренду, что сопровождалось с выводом судов из коммерческой эксплуатации на соответствующий срок и дополнительными финансовыми затратами.
2) 30 марта т.г. МСХ РК уведомило, что с 1 апреля 2020 года вводится ограничение на экспорт пшеницы в третьи страны. В связи с чем, часть казахстанского флота, задействованная на транспортировке зерновых грузов, вынуждена простаивать, что также имеет негативные последствия.
3) В 2019 году КМТФ взял у АО «НК «КТЖ» в долгосрочную аренду 4 сухогрузных судна, 2 из которых куплены за счет финансирования ЕБРР. КМТФ не может обеспечить выплату имеющего займа путем задействования всех сухогрузных судов из-за ограничения использования судов по перевозке зерна (необходима отсрочка платежей КМТФ перед КТЖ).
4) В случае продления режима ЧП, существует риск по проектам транспортировки грузов на 2020 год, таких как транспортировка грузов с Черного моря в РК в рамках Строительства нефтехимического комплекса KPI в г.Атырау, возможны задержки судов при транзите через внутренние водные пути Российской Федерации.
В случае временного запрета судоходства между Прикаспийскими портами, судовладельцы столкнутся с проблемой недогруза судов. Упущенная выгода составит порядка 1 млн. долл. США в среднем в месяц.
Риск потери финансовой устойчивости всех субъектов водного транспорта приведет к возникновению неплатежей, в том числе налогов и задолженностей по кредитным соглашениям, угрозой вынужденных массовых сокращений производственного персонала. В период действия ЧП компаниями самостоятельно предприняты меры по оптимизации расходов, но их становится недостаточно.
Что касается работы морских портов Казахстана, то за март месяц текущего года объем перевалки в порту Актау уменьшился на 7,5% по сравнению с мартом 2019 года (в 2019г. — 349 тыс.тонн, а в 2020г. — 323 тыс.тонн).
Уменьшение объемов производственных показателей обусловлено принятием прикаспийскими государствами карантинных мер в связи с пандемией, что привело к увеличению затрат времени на обработку судов в портах и следовательно отражается уменьшением доходов морских портов. Помимо санкций США на деятельность основного сухогрузного перевозчика «Khazar Sea Shipping Lines» (Исламская Республика Иран) также сказывается ситуация с короновирусом в Иране, что привело к недостатку сухогрузных судов в порту Актау. Также наблюдается снижение объема транзита контейнерных грузов из Китая и Республики Узбекистан.
Учитывая влияние пандемии, ожидается дальнейшее сокращение грузопотоков и снижение доходов морских портов Казахстана.
В целях недопущения возникновения значительных убытков у портов и выполнения ими в полном объеме всех требований по обеспечению безопасности и защите объектов береговой инфраструктуры, НПП «Атамекен» выработало ряд мер по поддержанию их финансовой устойчивости. А именно: снижение налоговой и долговой нагрузки, применение мер тарифного регулирования и др.
Также напомним, что проблемы функционирования транзитно-транспортной сферы экономики прикаспийских стран стали предметом внимания участников внеочередного саммита Тюркского совета на тему: «Сотрудничество и солидарность в борьбе с пандемией COVID-19», который состоялся 10 апреля.
В саммите, инициированном Президентом Азербайджанской Республики, приняли участие Президенты Республики Казахстан, Кыргызской, Турецкой Республики, Республики Узбекистан, Туркменистана, премьер-министр Венгрии и генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев.
В ходе обсуждений, проходивших в формате видеоконференции, лидеры тюркоязычных стран отметили необходимость содействия транспортным операциям по Транскаспийскому международному транспортному коридору Восток-Запад в целях устранения негативных последствий глобальной пандемии для экономики стран региона и поручили министерствам торговли и транспорта сторон провести видеоконференции для обсуждения и выработки практических решений, которые обеспечат свободный поток товаров между странами Тюркского совета через Транскаспийский коридор.
Правила комментирования
comments powered by Disqus