Официальный Ашхабад сделал так много невероятных заявлений, что словам туркменского правительства почти никто не верит.
Но Европейский союз принял данные Туркменистана за чистую монету, из-за этого страна осталась без внешней помощи в борьбе с коронавирусом.
Туркменистан — страна, большая часть территории которой занята пустынями. А пустыни известны своими миражами. Люди в песках видят издалека вещи, которых на самом деле нет, — воду или даже оазисы.
Туркменское правительство хочет, чтобы люди за пределами страны видели их страну таким миражом. Официальные лица, начиная с президента Гурбангулы Бердымухамедова, говорят, что Туркменистан — фантастическое место, не знающее недостатка в чем-либо. Белые сверкающие здания, шесть миллионов счастливых людей, светлое и многообещающее будущее.
Но людям, которые там живут, слишком хорошо известно о совершенно другой реальности.
Многие из них выстраиваются в очереди возле магазинов и банков рано утром, за много часов до их открытия, надеясь на то, что им повезет купить муку, сахар или получить наличные, прежде чем они вновь закончатся, как это бывало много раз за последние четыре года.
В последнее время некоторые роются в мусорных контейнерах, чтобы найти куски черствого хлеба и другие отходы.
Большинство людей за пределами Туркменистана на самом деле знают, что происходит внутри страны, и мало доверяют летописи великих достижений туркменского правительства.
Но кто-то совсем недавно поверил одному из требований туркменских властей, и это стоило стране крайне необходимой помощи из-за рубежа.
15 апреля на туркменском проправительственном веб-сайте orient.tm появилась публикация о том, что Европейский союз готовит план Team Europe, предусматривающий выделение около 20 миллиардов евро (около 22 миллиардов долларов) находящимся в уязвимом положении странам — на помощь в борьбе с коронавирусом и для преодоления негативных последствий, которые оказывает пандемия на экономику и систему здравоохранения.
План ЕС включает помощь странам Центральной Азии, но только Кыргызстану (36 миллионов евро), Таджикистану (48 миллионов евро) и Узбекистану (36 миллионов евро).
Почему в списке нет Туркменистана или Казахстана? Потому что, по экономическим данным, предоставленным правительствами этих двух стран, они не подпадают под критерии ЕС.
Евросоюз фактически основывается на принципах Всемирного банка. Согласно рейтингу Всемирного банка, «основанному на оценках валового национального дохода (ВНД) на душу населения», Казахстан и Туркменистан относятся к категории стран с уровнем дохода выше среднего, средняя годовая заработная плата в этих государствах составляет от 4 086 до 12 615 долларов.
В сообщении от 16 апреля, опубликованном на сайте «Хроника Туркменистана», которым управляют эмигрировавшие из Туркменистана в Европу активисты, отмечается, что правительство Туркменистана указало среднегодовой размер заработной платы в стране в размере 7 065 долларов.
Но в сообщении также отмечается, что этот показатель базируется на официальном обменном курсе, который составляет 3,5 маната за доллар. По курсу черного рынка, который ближе к реальной стоимости национальной валюты, средняя годовая заработная плата в стране — около 1 200 долларов. И это меняет ситуацию: Туркменистан при таком расчете входит в группу стран с доходом ниже среднего уровня, что дает ему возможность претендовать на помощь ЕС. Эту финансовую поддержку Туркменистан, испытывающий нехватку денежных средств, мог бы использовать в борьбе с многолетним экономическим кризисом.
Нехватка основных товаров ощущается в стране с 2016 года. В нынешней ситуации, когда во всех соседних странах зарегистрированы случаи заражения коронавирусом, Туркменистан еще плотнее, чем когда-либо прежде, закрыл свои границы. Фуры с грузами целыми днями стоят в ожидании на иранской и казахской сторонах туркменской границы.
Цены на продукты питания и основные товары неуклонно растут.
Туркменская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода, известная как Азатлык, сообщила, что полицейских в Ашхабаде обязали измерять температуру людей на въездах в город, на автобусных станциях, в школах и других общественных учреждениях.
Проблема лишь в том, что государство не предоставило полиции приборы для измерения температуры. Полицейским велели купить их на собственные средства.
Если туркменские власти расскажут правду о ситуации в стране, особенно о бедственном положении людей, ЕС, вероятно, выдаст Туркменистану десятки миллионов евро, чего хватит, например, на термометры для полиции и не только.
Но у должностных лиц ЕС могут возникнуть некоторые вопросы относительно 24–25 миллиардов долларов, спрятанных в немецких банках, которые, как сообщается, принадлежит неизвестным лицам в Туркменистане.
Однако часть миража, созданного туркменским правительством, заключается в том, что богатая энергоресурсами страна настолько богата, что не нуждается в такой «благотворительности».
Это подтверждает недавний пример. 6 апреля посольство США опубликовало заявление, в котором поблагодарило правительство Туркменистана за помощь «в возвращении десятков граждан США из Туркменистана в Соединенные Штаты».
В заявлении также упоминается, что Соединенные Штаты предоставили Туркменистану более 920 тысяч долларов США в виде медицинской помощи для подготовки лабораторий, активизации выявления инфекции, поддержки технических экспертов для реагирования на вспышку заболеваний, усиления информированности о рисках, чтобы защитить Туркменистан от пандемии COVID-19. В тексте также говорится, что Вашингтон «инвестировал около 21 миллиона долларов в здравоохранение и более 201 миллиона долларов на общую помощь Туркменистану за последние 20 лет».
МИД Туркменистана отреагировал незамедлительно, заявив, что информация является «недостоверной», но добавил, что в стране реализовали совместно с компаниями США 167 проектов на общую сумму около 3,5 миллиарда американских долларов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus