Только одну 102-ю часть первого транша от Международного валютного фонда направили на прямую поддержку населения
Кыргызстан, как и весь мир, переживает тяжелые времена в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. Бизнес испытывает трудности из-за закрытых границ и вынужденного неоплаченного «отпуска», в который его почти на два месяца отправило правительство. А простые граждане, оставшись без работы, в ожидании помощи от государства вынуждены потуже затянуть пояса.
Несмотря на неоднократные заявления высоких чинов о том, что помощь как простым людям, так и бизнесу, обязательно будет, ее до сих пор нет. Правительство приняло уже два антикризисных плана, на подходе третий, вот только ни в одном из представленных общественности документов дельных мер нет. Максимум, что может сегодня предложить руководство страны — это административные послабления.
На одном из брифингов вице-премьер-министр Эркин Асрандиев признался: «Правительство не может полностью освободить от налоговых сборов или предоставить кредитование бизнеса на безвозмездной основе, как в развитых странах. Наш бюджет не может предоставить такое, нужно трезво оценивать ситуацию».
По оценкам Минфина, дефицит казны в текущем году и так составит рекордные 28,4 млрд сомов, что составляет 4,9 процента ВВП. Но тут нужно отметить, что и в лучшие годы правительству никак не удавалось «свести дебет с кредитом».
Понятно, что самостоятельно справиться с брешью в казне государство не в состоянии. Что уж тут говорить, если для борьбы с коронавирусом на гуманитарную помощь и на доплату врачам руководство страны собирало деньги с бизнеса.
Справедливости ради надо сказать, что на счет поступали и деньги, переведенные госпредприятиями и ведомствами, но все же львиная доля — это вклад бизнеса. Так что совсем неудивительно, что правительство обратилось к донорам, когда стало ясно, что потерь для бюджета не избежать.
Совокупная помощь, которую Кыргызстан планирует получить от международных институтов, составляет 462 млн 580 тыс. 414 долларов по курсу НБ КР на 13 мая (76,94). В пересчете на сомы это составит 35 млрд 590 млн 937 тыс. сомов. По идее, этих денег должно хватить на покрытие бюджета, да еще с остатком в 7,15 млрд сомов. Кроме того, 14 мая стало известно, что Всемирный банк готов выделить Кыргызстану еще 250 млн долларов на восстановление экономики.
«Эти проекты будут направлены на поддержку частного и финансового сектора, трудоустройство, программы социальной помощи, образование, сельское хозяйство и продовольственную безопасность», — пояснила региональный директор Всемирного Банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук.
Важно сказать, что большая часть средств, а именно 352 млн 772 тыс. 914 долларов или 76,3 процента от всей донорской помощи — кредиты. То есть их нужно будет возвращать.
Для наглядности: с учетом новых займов страны, каждый гражданин КР условно должен будет вернуть 775 долларов.
Правительство заявляет, что из обещанных республике средств получило 243 млн долларов от МВФ, из которых 120,8 млн долларов — это первый транш, поступивший в конце марта, а также 121,1 млн долларов — второй транш, поступивший 13 мая.
Отметим, первоначально говорилось, что первый транш от Международного валютного фонда составит 121 млн 98 тыс. 957 долларов. Получается, что на ровном месте потеряли 249 тыс. 911 долларов или более 19,2 млн сомов.
«Деньги первого транша от МВФ были направлены на поддержку бюджета: финансирование защищенных статей расходов, сектора здравоохранения», — ограничился такими объяснениями Минфин.
На что потратили первый транш от МВФ?
Однако общественность такое объяснение не устроило. Люди потребовали от правительства постатейно отчитаться, на что были потрачены деньги. В итоге 7 мая кабмин дал пояснения.
«Деньги конвертировали в национальную валюту по учетному курсу Национального банка в 84,87 сома за 1 доллар. В пересчете на сомы поступления составили 10 млрд 256,6 млн сомов», — сообщило правительство.
Тут нужно отдать чиновникам должное — они поменяли деньги по выгодному курсу. К слову, на 31 марта, когда деньги поступили на счет, курс по НБ КР составлял 80,81 сома за 1 доллар, и только спустя 5 дней, 4 мая, американская валюта поднялась в цене до 84,8713 сома. При этом если бы поменяли на день раньше, то выгадали бы ещё 3,3 млн сомов.
Большую часть денег, а именно 8 млрд 896,8 млн сомов, правительство решило направить на покрытие расходов республиканского бюджета. Этих денег хватило, чтобы обеспечить 70,65 процента обязательств казны.
«Остаток средств Международного валютного фонда на конец апреля составил 1 млрд 359,8 млн сомов. Он будет направлен на социально значимые расходы республиканского бюджета в мае 2020 года», — заключили в правительстве.
Таким образом, из финансовой помощи, полученной Кыргызстаном от МВФ, на прямую поддержку населения (например, покупку продуктов) направлена одна 102-я часть кредита.
Если учесть, на что государство просит деньги у доноров, понятно, что в будущем простым людям ждать помощи от властей не приходится.
В категорию «Остальные», которая занимает всего 3,7 процента запрошенной государством у доноров помощи, входит грант от Европейского союза на сферу социальной защиты в размере 10,45 млн долларов.
По второму траншу правительство пока не отчиталось.
Как видно, поддержка населения не в приоритете у государства, как и помощь малому и среднему бизнесу, о важности выживания которого так много говорили с высоких трибун. Единственное, что заботит руководство страны — это бюджет.
Конечно, казна — это еще и защищенные статьи расходов, которые, как правило, включают в себя социальные пособия, пенсии и зарплаты бюджетников. Однако основные его траты или 62,4 процента приходятся на содержание раздутого чиновничьего аппарата (данные подсчитаны с учетом сокращения расходов ведомств). Важно сказать, что расходы подсчитаны без учета Минздрава, Минобразования и Минсоцтруда, то есть тех ведомств, которые действительно нужны обществу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus