Документ вынесли на общественное обсуждение. Согласно ему, он должен защитить кыргызстанцев от ложной или недостоверной информации в интернете. Но на деле вводит цензуру и нарушает право на свободу слова.
Вместе с главой «Института Медиа Полиси» Бегайым Усеновой разбираемся, что не так с этим законопроектом. - рассказывает Cabar.asia
О чем этот законопроект?
Если коротко, то о цензуре в интернете. Документ обязывает владельцев сайтов и страниц сайтов (вероятно, речь идет о страницах в социальных сетях) указывать свою фамилию и инициалы и не допускать распространения ложной или недостоверной информации. А если она вдруг появилась, то незамедлительно ограничивать или запрещать доступ к ней.
Если этого не сделает владелец, то государство в лице уполномоченного органа принимает решение о досудебном ограничении доступа к информации.
Кроме того, провайдеров хотят обязать в течение 6 месяцев хранить информацию о пользователях и весь трафик (информацию о приеме, передаче, доставке и (или) обработке голосовой информации, текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей), а также предоставлять ее правоохранительным и судебным органам.
Почему это плохо?
В законопроекте:
- не прописано как и на каком основании будет решаться вопрос о признании информации недостоверной и ложной. А значит, государство сможет принимать решения избирательно, по своему усмотрению;
- указано, что ограничение и запрет доступа к информации будут регулироваться подзаконным актом, а это нарушение Конституции Кыргызстана, где говорится, что ограничение прав и свобод должно определяться законом;
- не прописано, каким образом провайдеры смогут обеспечить ограничение доступа к информации в социальных сетях.
Следить за исполнением закона будет специально созданный госорган. Однако есть ли в бюджете деньги на его содержание – не уточняется. В условиях кризиса, когда в бюджете, по прогнозам правительства, ожидается дефицит в 28 млрд сомов (365,4 млн долларов США), неизвестно откуда будут брать финансовые ресурсы на новое ведомство.
Еще из минусов – дополнительная нагрузка на провайдеров, скорее всего, повысит стоимость интернета.
Но ведь в интернете много недостоверной информации.
Это, действительно, так. И во многих странах и крупных корпорациях разрабатывают механизмы борьбы с фейками. Например, в социальных сетях есть функция «Пожаловаться», через которую можно отправить жалобу на дезинформацию. Да и в целом Facebook, Instagram и Twitter сами отслеживают фейковую информацию и удаляют ее.
Но ни в каком случае речь не идет об ограничении доступа к интернету или об ограничении свободы слова.
Если новый законопроект «О манипулировании информацией» будет принят, это значит, что любого человека, который распространил информацию и не знал, что она недостоверная, можно считать виновным. А отсылки на подзаконный акт являются нарушением Конституции страны и дают возможность для злоупотребления полномочиями.
А что на счет пользователей соцсетей? Государство будет блокировать страницы?
Нет. Таких технических возможностей у государства нет. Единственное, что возможно, – полностью заблокировать доступ к Facebook или Instagram, если информация размещена там.
Например, если некий пользователь Instagram, не проживающий в Кыргызстане, отказался ограничивать доступ к информации, то в этой ситуации закон предлагает блокировать весь сайт.
А если я не знаю, что у меня на странице есть недостоверная или ложная информация?
По Конституции, каждый из нас имеет право на свободу слова, мнения и мысли. И мы все имеем право и на ошибки, и на неверные суждения. А данный законопроект не предусматривает ситуации, когда информация распространена гражданином по ошибке, неведению или в качестве шутки.
Вы говорили про рост цены на интернет. Как так?
Хранение информации — это дополнительная финансовая нагрузка на провайдеров. Она предусматривает приобретение мощного оборудования, которое сможет в себя вмещать такой массив данных. А это большие финансовые затраты, которые провайдер включит в стоимость интернета для конечных потребителей.
Правила комментирования
comments powered by Disqus