Реакция таджикских властей на всеобщий карантин очень осторожная. По сравнению с Беларусью, Швецией, другими странами региона, республика пошла своим путем
Когда в Таджикистане возник вопрос о всеобщем карантине, официальные ответы властей прозвучали, но очень сдержанно.
Осторожная позиция властей
В середине мая Управление информацией и внешними связями мэрии Душанбе сообщило, наряду со стандартной статистикой, о том, сколько жителей города соблюдают ограничительные меры для предотвращения распространения коронавируса. Мэрия подсчитала, что 512 из 863 тысяч жителей столицы "отправлены на карантин".
В эту цифру входят работники сферы образования, школьники и студенты, сотрудники и водители предприятий общественного транспорта, сотрудники рынков и сферы обслуживания и их клиенты, а также 30% государственных служащих.
Оставшаяся 351 тысяча человек оказались "на полях" этой статистики, потому что они заняты в важных областях — здравоохранении, религиозных объединениях, промышленных предприятиях, магазинах и лавках, потребительских рынках.
Очень осторожным было и заявление президента Таджикистана Эмомали Рахмона на встрече с руководителями и работниками сферы здравоохранения. Рахмон отметил, что граждане республики и без объявления карантина благодаря соблюдению правил гигиены помогают сдерживать распространение коронавируса. Впрочем, несмотря на это, президент озвучил 11 распоряжений, усиливающих меры по борьбе с коронавирусом.
Карантин в провинциях — дело добровольное
Можно сделать вывод, что, хотя официально карантин в Таджикистане и не был объявлен, общество автоматически перешло на так называемый мягкий или народный карантин.
В городах ограничено движение транспорта, для посещения закрыты кафе и рестораны, непродовольственные рынки, центры обслуживания... и жители сел. Ограничены движения между районами, даже в некоторых селах без официального распоряжения — сами люди установили контрольно-пропускные пункты и приняли санитарные меры в сотрудничестве с местными медпунктами.
Пресс-секретари председателей Согдийской, Хатлонской и Горно-Бадахшанской областей Музаффар Юнусов, Носирджон Мамурзода и Голиб Ниятбеков рассказали Sputnik Таджикистан, что власти только рекомендовали жителям не путешествовать без необходимости, по возможности оставаться дома, и люди приняли эти рекомендации.
В беседах со Sputnik Таджикистан представители некоторых городов и районов республиканского подчинения также повторили подобные заявления. Это означает, что в Таджикистане установился мягкий или народный карантин.
Почему в Таджикистане не объявляют всеобщий карантин
Еще в начале кризиса некоторые эксперты приводили в качестве довода, что без карантина невозможно предотвратить распространение коронавируса, призывая правительство поголовно посадить людей дома. Критики правительства пошли дальше. Они строго требовали, чтобы правительство "раскошелилось" и "не жадничало", чтобы обеспечить безопасность здоровья людей и предотвратить смерти от COVID-19.
Но по словам таджикского эксперта Азиза Накибзода, правительство республики пришло к выводу, что нет необходимости объявлять всеобщий карантин.
"Посмотрите, в прошлом году не был выполнен налоговый план. Что мы имеем сейчас? У нас нет больших заводов, откуда поступали бы большие налоги и где бы работало много людей, которые остались бы без работы после карантина. За последний месяц правительство закрыло все рынки — очень важный источник налогов. Даже если бы они были открыты, то торговли не было, потому что люди на фоне сокращения объема денежных переводов от трудовых мигрантов экономят деньги. Сравнение Таджикистана с Беларусью нелогично. В этой стране десятки крупных заводов, и если в Беларуси объявят карантин, то ее экономика рухнет", — сказал Накибзода.
Директор Института экономики и демографии Национальной академии наук Таджикистана Шариф Рахимзода подсчитал в разговоре с НИАТ "Ховар", что если бы Таджикистан закрыл все отрасли производства на два месяца, то экономические потери составили бы 16 миллиардов сомони.
"Если бы мы объявили карантин с середины апреля до середины июня, Таджикистан не смог бы получить сельскохозяйственную продукцию, которая обеспечивает в настоящий момент продовольственную безопасность страны", — сказал Шариф Рахимзода.
А кто защитит бизнес?
Некоторые страны, пострадавшие от коронавируса, заявили о многомиллиардных антикризисных программах для поддержки предпринимателей. В том числе эти программы включают в себя финансовую помощь и отмены штрафов для тех, кто страдает от этой болезни, добавочные выплаты медперсоналу, отпуск родителям школьников, возмещение ущерба малому и среднему бизнесу и десятки других льгот, которые будут компенсированы правительствами.
В разговоре со Sputnik Таджикистан сотрудники банков и экономических структур сказали, что правительство Таджикистана не может предоставить такие льготы, к примеру, отменить оплату кредита клиентов банков, поскольку сами банки тоже должны нести свои обязанности перед кредиторами, но правительство предпримет любые возможные действия, чтобы держать экономическую и социальную стабильность в стране.
Например, Национальный банк Таджикистана понизил ставку рефинансирования и направил около 250 миллионов сомони из резерва на поддержку экономики.
В то же время Таджикистану удалось списать часть своего долга перед Международным валютным фондом и получить беспроцентные займы от этого финансового учреждения на сумму 189 миллионов долларов США. По словам собеседников Sputnik Таджикистан, такие переговоры ведутся со Всемирным банком, Азиатским банком развития и другими международными институтами.
Глава "Амонатбанка" Сироджиддин Икроми сообщил Sputnik Таджикистан, что по распоряжению Республиканского штаба по борьбе с COVID-19 миллионы долларов были предоставлены в аренду Государственному резервному агентству и были направлены на импорт удобрений и зерна из Узбекистана и Казахстана.
"Мы объявили кампанию, в рамках которой фермерам будет предоставлен кредит со ставкой 1,5% в сомони и 0,8% в долларах США. Мы продлили предложение до 1 июня, потому что год был дождливым, а весна в горных районах была поздней. Мы предложили кредиты под низкие проценты, чтобы обеспечить хороший урожай фермерам и укрепить продовольственную безопасность страны", — сказал Сироджидин Икроми.
Также президент Эмомали Рахмон утвердил новый порядок выплаты социальных пособий бедным семьям. Теперь с 1 июля этого года эти семьи будут получать 116 сомони в квартал из государственного бюджета, всего 464 сомони в год.
Исходя из имеющейся информации, из того, что было опубликовано в государственных СМИ, и факта, что давление коронавируса на общество и экономику падает, можно сделать вывод, что Таджикистан в этом мировом кризисе пошел своим путем. Таджикским.
Правила комментирования
comments powered by Disqus