Диктаторы всех стран объединились в порыве критики происходящего в ряде больших городов США, при этом упорно не замечая, что они сами творят у себя дома. К ним присоединились и некоторые граждане этих государств, также со злобной ухмылкой выставляя одно и скромно умалчивая о другом. В Казахстане же тем временем хотят сделать (и они это сделают!) выплату ЕСП показателем наличия теневой экономики. Чем связаны эти события?
Для начала приведем цитату из Концепции очередного законопроекта, рожденного по мотивам пережитого чрезвычайного положения и еще переживаемого карантина (вы его не видите, но он существует). Законодатели, как известно, озаботились массой проколов, выявленных за последние два с половиной месяца, и сейчас усиленно стараются залатать дыры и сделать «ямочный ремонт» ряда нормативно-правовых актов. На этом фоне появился законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста». Там много чего интересного есть, но пока обратим внимание на нижеследующую фразу:
«Предлагаются внести поправки, направленные на совершенствование бюджетного законодательства, денежно кредитной политики и финансового сектора, а именно ограничения оборота наличных денег для повышения прозрачности операций, проводимых субъектами экономики, и борьбы с отмыванием денег за счет расширения использования безналичных платежей, а также закрепление норм по максимальному вовлечению в экономику и недопущению ухода в «тень» граждан, впервые выплативших ЕСП для получения социальной выплаты в период режима ЧП».
В переводе с русского на русский язык (с сухого и казенного на нормальный и понятный) это означает, что все те, кто выплатил один 2651 тенге для получения 42500, автоматически становятся самозанятыми в понятии государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проще говоря, оплата ЕСП для власти означает, что гражданин хотел урвать от него помощи на «сто баксов» и теперь должен за это расплатиться – теперь он стал объектом внимания фискальных органов, как бы выйдя из тени. В общем, если вы хоть раз получили от государства паек в пресловутые «42-пятьсот», то вам в течение 16 месяцев придется его вернуть по частям (по 1 МРП) в виде этого самого ЕСП.
О такой возможности с высоких трибун соучастников Госкомиссии по чрезвычайному положению (ГКЧП), которая сейчас переименована в Комиссию по восстановлению экономики (интересно, один и те же люди сначала экономику гробят, а потом ее и восстанавливают), было сказано еще в апреле. С такой «помощью» с самого начала происходили, мягко говоря, непонятные вещи и сколько бы ГКЧП не изворачивалась и не объясняла сути, так и не было понятно, почему многим нуждающимся отказали в выплатах. Ведь они тоже, по сути, заявили о себе, как налогоплательщики. Более того, многие из них платили налоги и прежде.
Запомним этот факт и перенесемся за океан – в Соединенные Штаты, ставшие объектом критики авторитарных диктаторов и уймы их поданных к слову, Касым-Жомарт Кемелевич дипломатично воздержался от комментариев по данному поводу (в том числе потому, что никто у него не спрашивал), зато в соцсетях и некоторых СМИ усиленно винят американскую демократию и выставляют ее «побочные эффекты» чуть не в качестве доказательств, что она не нужна и либерализм может привести к кровопролитию. Можно было привести массу антидоводов, но мы остановимся лишь на нескольких тезисах.
В первую очередь, надо уяснить, что никак нельзя сравнивать США с РК – хотя бы потому, что у нас демократии нет и те, кто ее сейчас в чем-то обвиняет, никогда при ней не жили. У нас не выйдут сотни тысяч людей на улицы, когда полицейский демонстративно убьет несчастного задержанного, независимо от цвета кожи или его социальной опасности. Да, Флойд был с криминальным прошлым и неясным будущим, но он был, прежде всего, гражданином США. Равноправным гражданином. И его сограждане в большей степени вышли защищать себя и свои права, вышли заявить о несогласии с действиями полиции. А полиция, между прочим, выразила солидарность с этим несогласием. А теперь можете это представить в Казахстане (России, Турции, Китае или других странах, нынешние правители которых стали обвинять Штаты во всех грехах)?
Что касается погромов, то это вряд ли их можно назвать «побочным эффектом демократии» – скорее это одно из тех ее проявлений, которых нам не понять по все той же причине отсутствия таковой. Во всяком случае, нам не стоит переживать на разграбленные бутики Манхеттена – они будут восстановлены, владельцы получат компенсацию и приличные страховые выплаты, а с теми, кто громил, американские граждане и их правоохранительные органы разберутся без нас. А знаете почему?
Потому что, если не брать во внимание всю демагогию (в правильном понимании демагогии) о демократии, а подойти с социально-экономической стороны, то все протестующие – это налогоплательщики, которые ясно и четко понимают, что все, начиная от рядового полицейского и заканчивая президентом, являются их наемниками. Более того, последний, равно как и начальник городского департамента полиции (шериф) является избираемым лицом и эти избираемые лица всегда помнят об этом. Точно также американцы, получающие помощь от государства во время карантина, ни в коей мере не считают ее таковой – это просто ответ казны за добросовестную выплату налогов, возвращения их части.
А теперь вернемся в Казахстан. Можно считать, что те самые «42-пятьсот» это некий аванс (пусть мизерный) за возможность считать себя налогоплательщиком. Для большинства казахстанцев это может казаться обременительным, но, как мы отмечали прежде, нужно посмотреть на это дело с другой стороны. Ведь уплата налогов – это возможность требовать от государства и его чиновников исполнения своих обязанностей, так как они являются нашими наемниками (если не понравится – уволим). Если мы все или почти все поймем, что такое право стоит намного больше, чем 42500 тенге, то будет просто замечательно! Вот тогда власть столкнется с настоящим «побочным эффектом» своего желания загнать всех в стойло департамента государственных доходов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus