Бердымухамедов распахнул двери для миссии ВОЗ, но гостей не встретил
Миссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прибывшая в Ашхабад, будет работать в Туркменистане в течение 10 дней. Экспертам предстоит подтвердить или опровергнуть заявление туркменских властей о том, что коронавируса в стране нет. Но встретиться с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым или его министрами представителям ВОЗ не удастся – все они дружно ушли в отпуск.
Проблемы с логистикой в условиях пандемии, на которые ссылались туркменские власти в течение четырех месяцев, отказывая миссии ВОЗ во въезде в страну, разрешились в одночасье. Туркменские власти сами отправили самолет за медиками. Пять специалистов прибыли в Ашхабад из Франкфурта-на-Майне бизнес-джетом Bombardier Challenger 605 авиакомпании «Туркменские авиалинии».
За 10 дней эксперты миссии должны успеть оценить ситуацию с коронавирусом в стране. Впрочем, работать они будут не с нуля. Как сообщила в интервью, накануне поездки опубликованном на сайте ООН (Туркменистан), старший специалист по вопросам чрезвычайных ситуаций Европейского регионального бюро ВОЗ, руководитель миссии ВОЗ по COVID-19 в Туркменистане доктор Катрин Смолвуд, «ВОЗ давно и плодотворно работает с Туркменистаном». По ее словам, в этой стране создана национальная многосекторная целевая группа по COVID-19; утвержден план готовности и реагирования на COVID-19; разработано руководство по профилактике, диагностике и лечению COVID-19.
«Реорганизация учреждений и персонала на всех уровнях системы здравоохранения является критически важным шагом, предпринятым правительством: это включает перепрофилирование учреждений и подготовку медицинских работников. Мы с нетерпением ждем возможности узнать больше о проделанной работе во время нашего визита», – отметила Смолвуд.
Однако эксперты сомневаются в том, что миссия ВОЗ сможет объективно оценить ситуацию в стране, власти которой отрицают наличие коронавируса. По словам Катрин Смолвуд, график работы составлен с учетом встреч с высокопоставленными должностными лицами. Однако в день приезда делегации президент Гурбангулы Бердымухамедов внезапно сам ушел и отправил правительство в отпуск c 7 июля по 6 августа. По сообщению государственного информационного агентства TDH, глава государства проводит отпуск в одном из курортных центров страны, как всегда, отдавая предпочтение активному досугу. Члены правительства смогут также отдохнуть в отечественных здравницах.
«Исчезнуть из информационного пространства в ответственный момент – фирменный стиль президента. Уже 7 июля весь Ашхабад надел медицинские маски, за ношение которых еще не так давно людей просто штрафовали. Теперь же начали штрафовать продавцов и водителей общественного транспорта за отсутствие масок. Значит ли это, что Бердымухамедов признал угрозу коронавируса? Ничего подобного! Власти объясняют обязательность ношения масок… повышенным содержанием в воздухе пыли и других веществ», – сказал «НГ» туркменский эксперт Сердар Айтаков.
Власти, похоже, подстраховались на тот случай, если миссия ВОЗ обнаружит в Туркменистане коронавирус, – по их версии, бациллу могло занести ветрами с Аральского моря. В частности, на сайте туркменского МИДа опубликован пресс-релиз, в котором объясняется, что «с первых дней начала распространения в мире COVID-19 в Туркменистане на системной основе была организована работа по предотвращению заноса этой инфекции на территорию страны».
«Многолетние исследования туркменских медиков, экологов, специалистов в области гидрометерологии и других сферах науки подтверждают, что опасные для здоровья человека вещества, в том числе вирусы, могут переноситься воздушными потоками в чувствительной экологической среде Центральной Азии. Особую опасность при этом представляют воздушные массы, формирующиеся в зоне экологического бедствия, вызванного высыханием Аральского моря, которые оказывают крайне негативное воздействие на природу, климат, здоровье людей, проживающих в Приаралье и далеко за его пределами. Пыльно-солевые бури, переносящие особо вредные вещества со дна высохшего Аральского моря, распространяются на тысячи километров и представляют реальную опасность для человека», – говорится в релизе МИДа.
Тем временем, как отметил Сердар Айтаков, по Ашхабаду поползли слухи о смертях прямо на улицах. «Врачи говорят о переполненных больницах и смертях от пневмонии. Любые иные диагнозы озвучивать строго запрещено. Возможно, с уходом президента в отпуск ситуация изменится, и власти наконец признают угрозу пандемии и примут соответствующие меры, включая социальное дистанцирование и всеобщий карантин. Однако вся история поведения властей в кризисных ситуациях говорит о том, что им важнее «сохранить лицо», чем признать проблему, а значит, и достойно решить ее», – полагает Айтаков.
По его словам, пока официальные власти Туркменистана рапортуют, что в стране коронавируса нет, независимые СМИ продолжают публиковать тревожные данные о заболевших и помещенных в карантин с подозрением на COVID-19, а также о тотальных мерах по сокрытию информации о подобных случаях. Власти Туркменистана не только не обращаются к профилактическим мерам, не считая разве что сомнительного использования «народного опыта», но и препятствуют им.
Правила комментирования
comments powered by Disqus