90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикистан. Бизнесу не мешать, сектор телекоммуникаций - демонополизировать

16.07.2020 13:30

Экономика

Таджикистан. Бизнесу не мешать, сектор телекоммуникаций - демонополизировать

Анализ указа президента Таджикистана о предотвращении воздействия инфекционного заболевания COVID-19 на социально-экономические сферы Республики Таджикистан.

Новые меры – шаг вперед

В начале июня президент подписал указ о мерах поддержки социально-экономических сфер республики, пострадавших в результате пандемии коронавируса КОВИД-19. Указ, безусловно, нужный, хотя и немного запоздалый, ибо подобные меры были предприняты другими странами-соседями намного раньше, в конце марта и апреле-мае сего года. У нас же, после совершенно неконкретного и обтекаемого «Плана действий правительства РТ о предотвращении и снижении воздействия пандемии на экономику», принятого в конце марта, ничего существенного для поддержки экономики и уязвимых слоев населения, так и не было предпринято.

Фактически, все меры, включенные в указ президента, можно распределить на следующие категории:

  1. социальные выплаты малоимущим и уязвимым слоям населения;
  2. временные меры ценового контроля на рынке медицинских препаратов, основных продуктов потребления и тарифов на коммунальные платежи;
  3. временные меры поддержки отдельных категорий бизнеса, предпринимателей и субъектов экономики путем предоставления налоговых и прочих льгот;
  4. временные меры по обеспечению льготного кредитования для ряда категорий потребителей;
  5. общие меры по ускорению внедрения элементов электронного правительства, услуг и цифровых платежных систем.

Меры по преодолению кризиса требуют решения системных вопросов в секторе телекоммуникаций, особенно в части демонополизации регулирования сектора со стороны Службы связи.

Препятствия и нерешенные вопросы

При этом важно отметить моменты, которые, возможно, ограничат эффективность принятых мер:

Во-первых, это краткосрочный характер мероприятий, основные ограничены периодом с апреля по август. Учитывая серьезность воздействия и очевидно длительный период выхода из кризиса, было бы резонно увеличить срок действия мер до середины осени или конца года.

Во-вторых, следует отметить ограниченность категорий уязвимого населения и бизнеса, подпадающих под меры по социальным выплатам (причем лишь только в размере единовременной минимальной зарплаты), и налогово-кредитным льготам.

Конечно, все зависит от возможностей бюджета; но, например, в других странах-соседях с примерно такими же ограничениями в части бюджета (Армения, Кыргызстан, Молдова), социальные выплаты населению охватывали не только уязвимые, но и все категории госслужащих, персонал бюджетных организаций, учителей, врачей, социальных и муниципальных служащих.

Следует также подчеркнуть, что в этих странах размер выплат был сопоставим с размером месячной зарплаты, в то время как в ряде случаев был предусмотрен механизм многократных выплат.

В-третьих, не до конца понятно, каким образом правительство и уполномоченные органы будут эффективно обеспечивать механизм ценового контроля, при этом обеспечивая доступность товаров первой необходимости, основных лекарств и медпрепаратов на рынке -  учитывая, что большинство из этих товаров завозится и импортируется извне.

В условиях нестабильности валютного рынка, и возможного роста цен в странах происхождения (как, например, текущий рост цен на зерно и муку в Казахстане) существует риск, что рынок уйдет в тень и цены фактически вырастут.

Что делать?

В идеале, для эффективного ценового контроля, правительство должно было бы принять меры по увеличению внутреннего производства основных товаров и лекарственных препаратов - о чем, кстати, говорил президент во время недавнего заседания правительства.

Как кажется, лучший способ достичь этой цели - дать возможность частному сектору и малому бизнесу наладить внутреннее производство, при этом, предоставив ему гарантии невмешательства и защиты от проверок и административного давления со стороны налоговых и регулирующих органов.

Должна быть более эффективной роль Антимонопольного комитета, на данный же момент комитет не имеет эффективных рычагов контроля цен и предотвращения ценовых сговоров импортеров.

В части льготных кредитов со стороны Нацбанка и Госкоминвеста, основной вопрос, конечно же, заключается в источниках и фондах.

Учитывая и без того высокий уровень просроченных кредитов на балансе системных банков, и ограниченные возможности привлечения льготных ресурсов, Нацбанк и банки будут вынуждены субсидировать льготные кредиты -  конечно, если ресурсы не будут выделены централизованно из резервов НБТ, или посредством фискальной эмиссии Минфина.

Также важно обеспечить механизм целевого и прозрачного использования данных льготных линий кредитования, чтобы все подпадающие под критерии виды бизнеса и граждане знали, как им использовать новые возможности.

Наконец, наиболее обоснованными и привлекательными выглядят меры по активизации процесса реализации электронного правительства для обеспечения удаленной работы госорганов, а также меры для дистанционного использования электронных платежных средств, оплаты государственных платных услуг, штрафов и других обязательных платежей в бюджет.

Данные меры, безусловно, абсолютно важны и фактически привязаны к уже принятым документам правительства и Нацбанка в части Концепции внедрения электронного правительства и Национальной платежной системы НБТ. Оба документа предусматривают серьезную цифровизацию систем госуправления, документооборота, оснащений технологиями, системами удаленной работы, оказания государственных и финансовых услуг бизнесу и населению.

В условиях пандемии данные меры были бы настоящим спасением для бесперебойного функционирования госорганов и банков при соблюдении режима изоляции.

Однако эффективное внедрение данных мер требует решения системных вопросов в секторе телекоммуникаций, особенно в части демонополизации регулирования сектора со стороны Службы связи; снижения регуляторного и налогового давления на основных провайдеров мобильного и фиксированного интернета; снятия барьеров для конкуренции и внедрения широкополосного интернета по альтернативным каналам.

Все это в настоящий момент является монополией Службы связи, которая при этом имеет очевидный конфликт интересов с госкомпанией «Таджиктелеком». Пока данные системные вопросы не будут решены, прогресс в цифровизации государственных и финансовых услуг будет ограниченным.   

Последний и самый важный вопрос в части указа президента, конечно же, заключается в источниках финансирования. Очевидно, что из-за падения доходов по основным источникам налоговых и неналоговых поступлений на фоне дополнительных расходов, возрастает риск дефицита бюджета.

Однако, так как общее количество бенефициаров и категорий бизнеса, подпадающих под временное освобождение от налогов и задолженностей, остается относительно небольшим, то и финансовая цена данного указа вряд ли вызовет серьезный рост дефицита бюджета.

В то же время, предусмотренные меры хотя бы частично поддержат наиболее пострадавшие сектора экономики и группы населения страны. Кроме того, Таджикистан может направить часть помощи, полученной от МВФ и стран доноров, для покрытия возможного дефицита бюджета, вызванного реализацией данных мер. Помимо этого, правительство может также запросить дополнительную прямую поддержку бюджета со стороны международных финансовых институтов.

Заключение

В заключении, хотелось бы отметить, что, несмотря на временный характер, ряд мер, предусмотренных в данном указе, создают хорошие предпосылки для более серьезных и долгосрочных структурных реформ в части поддержки малого бизнеса и экономики.

Эти реформы должны будут включать в себя такие меры, как создание более либеральной и привлекательной бизнес-среды и налоговой политики, развития современной сферы телекоммуникаций, скорейшего внедрения систем электронных государственных слуг и электронного правительства, поддержки уязвимых слоев населения. 

Во всех этих направлениях и секторах экономики и социальной политики мы уже далеко отстали от стран региона, что еще раз говорит о необходимости скорейшей разработки и реализации этой группы реформ. 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

16.07.2020 13:30

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Марат Аскерович Аманкулов

Аманкулов Марат Аскерович

Председатель Бишкекского городского кенеша

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
830

митингов прошло в столице Кыргызстана в 2020 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30