Кто-то из российских политиков из соображений политической конъюнктуры и дешевой саморекламы делает заявления о намерении отобрать у нас Иссык-Куль за долги. Кто-то из наших политиков… заявляет, что не отдаст.
Бог с ним, тем российским политиком. Но вот наш «защитник», да и прочие политики наши, что они сделали конкретного и полезного для защиты Иссык-Куля? Ведь его безо всяких громких заявлений отбирают у нас все, кому не лень. И вовсе не зарубежные «захватчики», но свои собственные «новые», которые при деньгах и при власти, да и все прочие, убедившиеся в полной вседозволенности.
Иссык-Куль находится в замкнутой котловине – и любое загрязнение, попавшее на окружающие горы и приозерную равнину, рано или поздно попадает в озеро и в нем остается. И в первую очередь загрязняются прибрежные воды, в которых купаются отдыхающие.
В разгар курортного сезона возле берега наблюдается концентрация различных загрязнений, превышающая предельно допустимые нормы – и следовательно – опасные для здоровья отдыхающих.
И какие это внешние «злодеи» творят такое безобразие с чудесной водой озера, которое славилось своими целебными свойствами с древних времен и почиталось как священное? Они отнимают целебную силу озера, тем самым отнимая его у нас. Но напрасно мы будем искать этих «злодеев» где-то за бугром. Вот они – в роскошных особняках прямо на берегу озера.
Государство только тогда государство, когда оно защищает интересы всех своих граждан. Ведь оно должно оказывать услуги по управлению страной за налоги, собираемые со всех, в интересах всего населения, а не только в интересах той привилегированной части, единственно которую фактически обслуживает.
Еще до обретения независимости удалось добиться установления прибрежной санитарной зоны, в которой запрещено было возведение жилых и хозяйственных построек. Но для определенной категории отнюдь не зарубежных граждан суверенитет стал синонимом независимости от здравого смысла и совести. И когда стали расхапывать побережье, где были доблестные «защитники»? И где они сейчас?
Если бы не было забугорного «захватчика», его надо было бы выдумать. Иначе как бы мы догадались о существовании озерных «патриотов»?
В Иссык-Кульской котловине нет ни одной очистной системы, отвечающей санитарным нормам и обеспечивающей надежную очистку стоков. В этих условиях все загрязнения так или иначе попадают в прибрежные воды. Даже стремление к чистоте становится опасным. Ведь и население и все оздоровительные и прочие заведения в неограниченных количествах используют стиральные порошки, так называемые ПАВы – поверхностно активные вещества. Эти порошки не только выводят пятна, как не устают заклинать рекламы, но очень серьезно загрязняют среду, о чем реклама стыдливо умалчивает. Причем загрязнения накапливаются, поскольку более десяти лет не разлагаются. А каждый килограмм порошка делает непригодным для жизни тысячи литров воды. Эти ПАВы разрушают поверхностную пленку озерной воды, через которую вода дышит. Но самое опасное – повышает на 10% риск заболевания раком кожи при том уровне ультрафиолетового излучения, который характерен для Иссык- Куля.
Но нашим благодетелям – властям этого мало. Они разрешили ранее запрещенное использование развлекательных моторных плавсредств, многократно увеличивших загрязнение нефтепродуктами прибрежной акватории. И если отдыхающие, жаждущие оторваться, не понимают, какую опасность они навлекают на себя и других, то это должны понимать власти.
Выпас скота в пляжной зоне несовместим со статусом озера как зоны оздоровления. Ведь одна корова вносит загрязнений в среду во много десятков раз больше, чем один отдыхающий.
Проклятьем нынешней цивилизации стали упаковочные материалы, на многие десятки лет сохраняющие свою способность загрязнять среду. В прибрежных мелководьях скапливаются в огромных количествах полиэтиленовые пакеты и прочая потребительская гадость, которая сокращает и без того незначительную арену жизни.
Неведение не оправдание для власти и политиков, а отягчающее обстоятельство. Однако похоже, что ответственность перед гражданами и природой отнюдь не является приоритетом их деятельности.
Ах, извините. Они же запретили перевозку нефтепродуктов по акватории озера! Это ли не свидетельство заботы? Ведь по их утверждениям именно водная транспортировка нефтепродуктов вносит основное загрязнение водоема. Увы, это был очередной пиар-ход. Грузопоток «пересел» на автоцистерны, которые на каждый тонно-километр тратил на порядок больше топлива, нежели теплоходы, и производил на два порядка больше загрязнений. Плюс к этому практически весь грузо- и пассажиропоток пошел по суше. Ведь водный транспорт теперь фактически разрушен.
Да, вы скажете: ведь не в воду, а на землю теперь идет загрязнение! Но ведь конечная «станция назначения» все равно озеро – и никуда от этого не деться! Все загрязнения рано или поздно оказываются в озере.
Уже через десять лет внутри кольцевой дороги количество лягушек сократилось почти в сто раз. Фи, опять вы скажете, больше не о чем болтать экологам, как о лягушках. Между тем, лягушки – природный индикатор чистоты воды. И если их нет, то и чистой воды, значит, нет. А куда эта грязная вода уходит? Правильно. В озеро. Причем суммарное загрязнение от смены транспорта выросло в десятки раз. Вот вам результат административной истеричной «заботы об озере».
Не хочу даже говорить о государственной «заботе», помноженной на бесчестность, представителя немецкой природоохранной организации NABU Т.Хардера и беспринципность тогдашнего министра охраны окружающей среды К.Боконбаева, в результате чего вся Иссык-Кульская область была законом объявлена «биосферной территорией», настолько липовой, что приехавшие спустя 10 лет эксперты из международной организации ЮНЕСКО не смогли обнаружить никаких признаков «биосферности».
Не хочу говорить и о катастрофе рыбного богатства озера, которое было сведено на нет не без молчаливого попустительства политиков. У озера отобрали рыбу, у рыбы отобрали озеро. И молчок. И всякая ахинея про судака, который, якобы, все сожрал. Так вот. Никакой хищник в природе, в отличие от человека, не уничтожает своих жертв до последнего, до невозможности восстановиться.
Не хочу говорить и о комиссиях Жогорку Кенеша и Правительства, которые под предлогом наведения порядка на Кумторе спровоцировали беспорядки на Иссык-Куле, отнюдь не безобидные.
Не хочу говорить о позорной и бесстыдной практике наших «защитников» Иссык-Куля – гаишников, вызывающих отвращение у ближайших соседей хамскими поборами. Они не только отнимают у них желание отдыхать на озере, но отнимают у иссык-кульцев возможности заработать в летний сезон. И наши политики и наши власти – молчат.
Не ищите рациональности в действиях властей. Не ищите рациональности в позиции нашего политика. Ведь говорят же, что-нибудь можно сделать или разумно или политически.
А может быть, наши «защитники» не желают отдавать Иссык-Куль потому, что вдруг новые хозяева не позволят тех безобразий по отношению к озеру, которые позволяют себе и другим нынешние власти и иже с ними?
Правила комментирования
comments powered by Disqus