Интервью с директором правовой клиники «Адилет», общественным деятелем Чолпон ДЖАКУПОВОЙ.
– Чолпон Идиновна, какой вам видится ситуация в стране во всех аспектах?
– Ситуация страшная, просто страшная. Я боюсь открывать ленты новостных агентств, как и социальные сети, потому что каждый день умирают люди. Это ужасно! Умирают как пожилые, так и молодые. Не понаслышке знаю, как сейчас бьются врачи со смертью. Они полностью измотаны! К тому же, если верить в один из прогнозов, мы находимся даже не на пике. Не представляю, как наша армия вымотанных физически и морально медиков сможет выдержать этот нечеловеческий марафон. Они так же, как и мы, теряют своих близких! К величайшему сожалению, выхода из сложившейся ситуации я не вижу по причине качества управленческого класса. Безусловно, многие страны мира столкнулись с проблемой пандемии. Но у нас в запасе было четыре месяца, которые правительство бездарно потеряло! Руководство страны не подготовилось к волне!
– Преступная халатность и бездействие?
– С прилагательным «преступная» я согласна. Но это даже не преступная халатность, а набор всех отвратительных качеств. У меня складывается такое впечатление, что даже сейчас они не опомнились, не знают, что делать дальше. Абсолютное отсутствие понимания масштабов трагедии! А для нации это большая трагедия! Умирает так много людей! Самое ужасное, невозможно верить в статистику, так как практически в каждой семье есть потери.
– По-моему, наша страна не знала такой трагедии со времён Второй мировой…
– Да. При этом, когда мы видим цифры официальной статистики, то прекрасно понимаем, что она не соответствует действительности. Почему? Да потому что система здравоохранения не была подготовлена. И здесь не вина медиков, а вина руководства страны, так как именно они не подготовили места для больных и врачей фактически безоружными бросили в очаги!
В нашей стране один из самых высоких в мире показателей заболевших медицинских работников! И это просто запредельный показатель! Это следствие того, что на самом первом этапе наших медицинских работников, совершенно беззащитных и безоружных, просто кинули в пекло: не было ни средств защиты, ни должных лекарств. По большому счёту, наша медицина сейчас обесточена.
Уходит среднее поколение опытных врачей, корифеев. Вот что страшно. Сегодня руководство страны призывает к взаимной помощи и мобилизации общества. Набрали даже студентов и опять закинули их в очаги. Ранее правительство сообщало о нехватке койко-мест – кстати, до сих пор многие не могут лечь в больницу – теперь не хватает врачей, лекарств. А что может сделать врач, если у него нет необходимых лекарств и технического оснащения? И их ещё заставляют работать на износ!
А ведь запас времени был вполне достаточный – четыре месяца! А сейчас всё сваливают на медиков, которые ежедневно идут на амбразуру. Даже если мы выберемся из этой ситуации, то кто будет передавать знания? Многие врачи ушли… Про экономику я уже вообще молчу. Что будет с экономикой после выборов? Да и тратить такие огромные деньги на выборы в этих условиях – какое-то предательство!
– Может, власть понимает, что перенос даты выборов будет для неё «смерти подобен»? Политическое руководство пришло к своему банкротству, и любое промедление станет критическим?
– По сути дела, власть хочет провести выборы в своё время. Они поступают в соответствии с Конституцией.
– По форме…
– Да. Но проблема заключается в том, какие денежные средства они намерены потратить. Вот смотрите, руководство страны просит на борьбу с коронавирусом, когда происходит трагедия национального масштаба, а тратит их на зарплаты бюджетным работникам. Но при этом, оказывается, в бюджете есть денежные средства на выборы… Народ ведь не против выборов, но люди не могут простить, что на спасение человеческих жизней у руководства страны денег нет, а деньги на выборы они находят! Вот этого народ не может простить и понять.
– Конечно!
– Нам постоянно твердят, что денег в бюджете нет. А сколько раз уже говорилось о необходимости сокращения аппарата? У нас существуют многочисленные институты, совершенно бесполезные, получающие финансирование из бюджета. Вот сейчас звучит много нареканий в адрес того же Института стратегических исследований, который, оказывается, ничего не может ни стратегировать, ни анализировать, то есть не производит продукт.
– Зато глава данного института сидит и неустанно пишет в социальных сетях различные нравоучительные комментарии, изрекает сентенции… Чем же вам не персонаж одноимённой сатирической сказки «Премудрый пескарь»?
– Если честно, я не подписана на него. Нельзя выдавать отпускные парламентариям, при этом не выплачивая отпускные учителям. Это верх несправедливости! Поэтому народ и ненавидит свою политическую элиту, которую он сам выбирал. Сейчас люди осознали, поняли и увидели истинное лицо того, кого они избрали. Хотя для приличия могли бы месяца на два придержать зарплату, пока острая фаза пандемии не спадёт. Нам на данном этапе надо просто спасать жизни граждан. Разумеется, откладывать парламентские выборы будет неконституционным шагом, и власть понимает степень риска.
– Выборы будут нести в себе огромный конфликтогенный потенциал?
– Даже не представляю, как технически будут организовывать сам процесс голосования. Много вопросов вызывают и списки избирателей, которые в этом году выросли чуть ли не на миллион. Вам не кажется это странным? Наша власть всё время злоупотребляет и врёт нам. Меня мучают подозрения, что власть желает поиграть со статистикой. Свежо в памяти, когда в день подведения итогов голосования зависали серверы, а через два часа появлялась совершенно другая картинка.
– Такие махинации проворачивать они, конечно, могут, но это чревато большими неприятными последствиями…
– Знаете, власть обнаглела, потому что было два переворота и народ устал. Помните, в последние годы правления А. Атамбаев позволял себе всё что угодно?
– Да, вёл себя крайне разнузданно…
– Он позволял себе вещи непозволительные.
– При этом улыбался, смеялся, видимо, считая, что такой стиль поведения вызывает искреннее умиление у окружающих…
– А почему он так вёл себя? Потому что прекрасно знал и видел усталость людей от потрясений.
– Тогда была совершенно иная ситуация.
– Да. Сейчас же у многих горе, которое затронуло если не каждую семью, то каждую большую семью точно. За последние пятнадцать лет страна настрадалась. Один бездарный приходит на смену другому. В стране произошло два переворота, межнациональные кровавые столкновения, а теперь ещё и пандемия. Люди вымотаны. Но народ не прощает кровь.
И сейчас все люди прекрасно понимают, что такого количества смертей можно было бы избежать, если бы не хамское, наплевательское отношение к собственному народу! Знаете, кого бы ни назначили на высокие посты, среди них нет ни одной публичной фигуры, которая могла бы внятно объясняться с населением. Ни одной! Народ просто взывал к президенту, чтобы тот хотя бы появился наконец.
Глава государства появился – и что? Ведь они там все вот такие безликие, косноязычные и все время лгут. Просто поражаюсь, насколько терпеливы наши граждане и какая самоорганизация. Со всего мира высылали помощь наши сограждане, а кто-то сразу приехал. Это потрясающе! Разве наш народ много просит? Ведь просит-то самое элементарное – право на жизнь и здоровье. Ниже уже планки нет. У нас и так за всё платят: медицина, образование и прочее. Только воздух остался бесплатным.
Власти предержащие всё прекрасно понимают, но у них нет выхода. Власть парализована чувством глубокого страха. Поэтому они боятся выходить к людям и что-то делать. На этом фоне появились мобильные штабы волонтёрской помощи, которые, по сути, прикрыли недочёты работы правительства. А это всё то, что должны были делать президент страны и премьер.
– Люди от безысходности были вынуждены мобилизоваться и хоть как-то друг друга спасть.
– Да.
– Сегодня уже все говорят о провальной подготовительной работе правительства по борьбе с пандемией. Следует отметить, что именно действующий глава кабмина на тот момент являлся главой Республиканского штаба по борьбе с коронавирусом. То есть уже на том этапе вся работа была провалена, а после этого данную фигуру назначают еще премьер-министром, а президент страны ставит перед ним задачи. Абсурд?
– Меня это вообще не удивляет. Поймите, даже если они очень сильно захотят, то всё равно не смогут ничего сделать. У них нет ни потенциала, ни способностей. Вот они там за два-три месяца с третьей или четвёртой попытки выучат одно слово и сидят радуются. То есть для них это прогресс и достижение. Интеллектуальные способности этих людей не позволяют увидеть масштаб национальной катастрофы, к которой они нас и ведут! Это люди с местечковым, провинциальным типом мышления.
Поэтому на уровне страны у нас не генерируются идеи и программы. Ничего толкового от них не ждите. Вы же в начальной школе не объясняете учащимся математику десятого класса… Трагедия для народа! Наша политическая элита не понимает, насколько они не на своём месте. Сегодня все граждане увидели и поняли их уровень. И если ранее как-то люди не думали об этом, то сейчас всё!
– Проблема даже не в составе кабмина, главе правительства, а в тех, кто их туда рекрутирует?
– Извините меня, а разве шариковы могут подобрать интеллектуалов? Шариковы и будут подбирать шариковых. Это началось ещё с 2010 года, когда А. Атамбаев из революционных масс стал набирать преданных, которые в дальнейшем его же и сдали с потрохами. А Жогорку Кенеш, который заглядывал ему в рот, он же сам и набрал. В этой ситуации я поражаюсь самоотверженности наших граждан и халатному отношению к своей же судьбе одновременно. В данном контексте я имею в виду выборы. Пока мы не научимся делать правильный выбор, то так и будем жить в болоте.
– Вы заметьте, что в каждом выступлении президента есть рефрен к теме борьбы с коррупцией. На ваш взгляд, тезис «борьба с коррупцией» низведён к нулю?
– Кроме сарказма это ничего не вызывает. Кто-то ещё верит? Любая борьба или реформа требует системной и планомерной работы, которую проводят управленцы. Такие люди должны понимать, как работает система, функционируют институты, как правильно ставить задачи, потом координировать работу и контролировать результаты. Говорить можно всё что угодно. А если нет организации, то, соответственно, нет и контроля.
У нас все этапы управленческой работы провалены, так как люди не в состоянии поставить задачи, организовать работу и проконтролировать. Они никак не могут понять, что управление – это наука, которую не каждый способен освоить. В систему должны приходить профессионалы. Граждане страны должны понять, что нашу жизнь делает политическая элита, в которую мы позволяем кому-то войти. Мы должны научиться ставить заслоны тем, кто не имеет права войти в этот правящий класс.
Правила комментирования
comments powered by Disqus