Миссия ВОЗ по COVID-19, посетившая Туркменистан не отрицает и не подтверждает наличие заболевания в стране, при этом рекомендует Туркменистану действовать "как если коронавирус уже имеет место в стране". Об этом 15 июля сообщила журналистам глава миссии Европейского регионального бюро Кэтрин Смоллвуд на пресс конференции в Ашхабаде. При этом много вопросов, интересовавшие журналистов остались без конкретного ответа.
На пресс-конференции представителей ВОЗ в Ашхабаде журналистов интересовало, были ли туркменские власти достаточно открытыми, подробности того, что увидела делегации в больницах Туркменистана, сколько тестов на коронавирус было проведено в стране, каков охват исследований и почему национальный план не был обнародован.
Кетрин Смолвуд ответила, что подробные данные по количеству тестов пройденных в Туркменистане были запрошены у правительства Туркменистана на и будут представлены в докладе по результатам визита, в самое ближайшее время.
"Мы можем заверить, что мы работали с центральной лабораторией, которая проводит тестирование на COVID-19 и мы знаем, что они провели в этом году боле 60 тысяч тестирований", сообщила Смолвуд.
Она отметила, что относительно национального плана Туркменистану было рекомендовано "усилить коммуникационное составляющее для информирования общественности о решениях чрезвычайной комиссией в контексте ковид".
Выступавшая на пресс-конференции представитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава Гурбангуль Овлякулова сообщила, что Туркменистан уже предоставил данные ВОЗ.
Также она напомнила, что национальный план Туркменистана по реагированию на COVID-19 опубликован на сайте ВОЗ.
Овлякулова сообщила, что в Туркменистане проводятся тесты на коронавирус, но количество проведенных тестов не уточнила. По ее словам до сих пор тестировались приезжающие в страну из-за рубежа, а также поступающих в лечебные заведения пациенты с признаками ОРВИ. Также во время Оразы, тесты проводились у людей старше 60 лет.
"Запасов тестов у нас достаточно и каждый раз дополняются", - сообщила 15 июля представитель Минздрава Туркменистана. Она добавила, что Туркменистан столкнулся с отсутствием тестов.
"Впервые когда мы обратились к ВОЗ по получению тестов, мы в полном комплекте не могли получить. Мы не могли получить тесты вначале. С первыми тестами нам помогла Российская Федерация, в то время, когда был большой наплыв граждан из за пределов страны. Мы у всех до единого проводили тест", - заявила представитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава Туркменистана, отметив, что сейчас проводится большое количество тестирования на COVID-19, но количество не уточнила.
В официальном сообщении для прессы по результатам визита миссии говорится, что в течение 10 дней эксперты ВОЗ посетили в Туркменистане больницы, центры общественного здоровья, лаборатории и три пограничных пропускных пункта, включая международный морской порт в Туркменбаши.
"Мы видели три или четыре больницы разных, государственного, велаятского и этрапского уровней. Мы можем сказать, что там где мы побывали была хорошая инфраструктура и оснащение и мы не видели заполненности. В больницах имеется готовность для принятия пациентов с респираторными инфекциями" - заявила Смолвуд, сообщив, что подробности будут отражены в отчете.
Глава миссии ВОЗ Кетрин Смоллвуд сообщила, что все эти объекты, которые посетила делегация были заранее согласованы с властями Туркеменистана.
На онлайн-пресс-конференции, организованной 15 июля в МИД Туркменистана, присутствовал и журналист Радио Азатлык и адресовал несколько вопросов, но модератор выбрал один из них, вольно перефразировав его. Вопрос Азатлыка состоял в том, почему миссии ВОЗ понадобилось более 2,5 месяцев для поездки в Туркменистан, тогда как в Таджикистан миссия сумела поехать спустя две недели после объявления намерений.
Представитель ВОЗ заявила, что "в Таджикистан они смогли поехать быстро, благодаря гумманитарному самолёту, направляшемуся в то время в страну". А в Туркменистан, по её словам, не удалось приехать оперативно, из-за отсуствия авиарейсов в страну.
Позже Азатлык получил письменные ответы на все свои вопросы, предоставленные пресс-службой Европейского регионального бюро ВОЗ, содержание которых приводим полностью:
- Посещала ли миссия объекты по своему выбору, или туркменская сторона выбирала, что им разрешено?
- Работа ВОЗ заключается в поддержке по запросу органов здравоохранения в странах. Мы провели много времени с туркменскими властями перед миссией по разработке программы мероприятий. Мы сделали несколько запросов, чтобы посетить несколько типов объектов и на разных уровнях. Они были согласованы с нашими туркменскими коллегами, и мы попросили посетить все объекты, которые в конечном итоге были включены в программу. У нас были открытые и откровенные обсуждения с министром здравоохранения Туркменистана и другими государственными чиновниками.
- У нас есть сообщения о том, что умерших хоронят в толстых пластиковых мешках, что необычно для случаев пневмонии, но характерно для COVID-19. Был ли у вас доступ к этим случаям?
- ВОЗ не получала таких сообщений, и практика захоронения умерших пациентов не обсуждалась в ходе миссии. Мы знаем и обеспокоены сообщениями об участившихся случаях острого респираторного заболевания или пневмонии неизвестной причины; поэтому мы рекомендуем расширить системы эпиднадзора и тестирования и отправить образцы в референс-лаборатории ВОЗ для подтвержденного тестирования.
- Миссия ВОЗ смогла поехать в Туркменистан через два с половиной месяца после объявления, из-за того, что вы назвали материально-техническими проблемами. Почему у нас были проблемы с поездкой в начале мая в Туркменистан и не было таких проблем с поездкой в Таджикистан два месяца назад?
- Прекращение международных коммерческих рейсов затруднило поездки во многие страны за последние несколько месяцев. Миссия в Таджикистан смогла присоединиться к запланированному гуманитарному полету. Такой рейс не был доступен для миссии в Туркменистан, и должны были быть приняты другие меры. Поскольку никаких других договоренностей не было, правительство Туркменистана любезно предоставило транспорт, чтобы позволить миссии прибыть в страну.
- Если в стране нет случаев COVID-19, зачем нужны такие строгие меры? Как мы видим европейские страны открываются.
- С начала этой пандемии ВОЗ рекомендовала странам принять решительные меры для подготовки и предуведомлению распространения этого вируса. Это включает в себя множество шагов для обеспечения того, чтобы системы здравоохранения были готовы справиться с потенциальным всплеском госпитализации и чтобы общины были готовы и могли действовать соответствующим образом для снижения рисков передачи. Исходя из того, что команда смогла наблюдать во время миссии, страна полностью осознает риск, который в настоящее время представляет вирус, и предпринимаются усилия по подготовке к реагированию на передачу COVID-19 в стране. Миссия ВОЗ рекомендовала усилить готовность путем активизации важнейших мер общественного здравоохранения в Туркменистане, как если бы циркулировал COVID-19. В настоящее время вся подготовка, включая рекомендуемые меры по расширению эпиднадзора и тестирования, могут снизить потенциальное воздействие этой болезни на жителей Туркменистана и за его пределами.
Туркменистан все еще остается одним из немногих государств мира, утверждающих, что в стране не зарегистрировано ни одного подтвержденного случая COVID-19. Кроме того, власти страны не признают и наличие вспышки острой пневмонии.
15 июля на пресс-конференции по итогам визита глава миссии ВОЗ Кетрин Смолвуд отметила, что крайнюю обеспокоенность вызывают сообщения о росте числа случаев пневмонии неизвестного происхождения в Туркменистане и рекомендовала активизировать работу систем эпиднадзора и тестирования, а также направлять взятые образцы в референс-лаборатории ВОЗ для повторного тестирования.
Представитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава Гурбангуль Овлякулова категорично возразила, заявив, что
"пневмонии неизвестного происхождения в стране нет".
Заявление туркменской чиновницы последовало вслед за смертью турецкого дипломата в Ашхабаде. По официальной версии туркменских врачей, причиной смерти советника по религиозным делам посольства Турции в Туркменистане Кемаля Учкуна, скончавшегося в ашхабадской больнице 7 июля, стала пневмония. По данным источников Радио Азатлык, дипломат стал жертвой коронавируса.
Власти Туркменистана смерть турецкого дипломата пока не комментировали.
Правила комментирования
comments powered by Disqus