90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Предотвращенный теракт в Москве: Экстремизм поднимают голову?

28.07.2020 14:00

Безопасность

Предотвращенный теракт в Москве: Экстремизм поднимают голову?

Сегодня информационные агентства со ссылкой на Центр общественных связей ФСБ России сообщили о нейтрализации в подмосковном городе Химки приверженца террористов, готовившего массовый расстрел граждан в Москве, а впоследствии – отъезд в Сирию в ряды террористов.

Обнаружены многочисленные свидетельства экстремистской деятельности и оружие, из которого он успел сделать несколько выстрелов. В сумке террориста найдены гранаты и запалы к ним.

Террористическая угроза – остается актуальной проблемой как для России, так и для стран Центральной Азии. Происходит ли сегодня усиление экстремистских/ террористических организаций в регионе, и какие выводы из предотвращенного теракта можно сделать?

Группы религиозных экстремистов проявляют себя по-разному. Различие определяется их идейной начинкой, этапом развития движения или его организации. Иногда группы стремятся к публичным и громким актам, но чаще всего ведут скрытую деятельность, выжидая своего часа. Поэтому подготовка данного теракта не может быть ни свидетельством усиления самих организаций, ни их ослабления.

Несмотря на разгром организованных террористических групп боевиков из разных стран, ожидать прекращения общего движения не стоит.

Россия стала силой противостояния боевикам и их международной поддержке в Сирии, она и является объектом их ненависти, угроз и подготовки террористических действий.

Сейчас это реальность, как и то, что с этой угрозой эффективно в стране борются. Достаточно просто посмотреть на официально публикуемые материалы ФСБ и других правоохранительных структур о предотвращении экстремистских и террористических действий. 

Кроме того, у религиозных экстремистских групп есть абсолютно четкие планы продвижения к своим целям.

Первый этап – вхождение в страну. Тогда и появляются вербовщики. Последние не ведут споров, держатся подчёркнуто вежливо, не привлекают к себе внимания, главное – отсутствие развёрнутой пропагандистской кампании.

На этом этапе решаются задачи получения финансовой помощи организациям. Активно поддерживаются молодые лидеры, причем часто не религиозные, активные в местных сообществах, или на уровне местного управления. Через различные благотворительные и образовательные фонды организовывается отправка перспективных молодых людей на учёбу в исламские центры стран Персидского залива, в Саудовскую Аравию, Пакистан и т.д.

Очень важная задача заключается в финансовой помощи в отправке потенциальных лидеров – будущих «амиров» – в хадж.

В ходе поездки производится идеологическая обработка, которая строится на лести относительно потенциальных способностей амира, и искушении его властью над сподвижниками. Властью наделяет сама организация, а подкрепляется она выделяемыми финансовыми средствами.

Первый этап завершается укоренением в стране группы людей, которая сначала ничем не привлекала внимание общественности. Непременным требованием является демонстрация исключительной набожности и, как должны воспринимать другие верующие, особой духовной чистоты её членов. По всем признакам, первый этап внедрения в странах Центральной Азии и в российских регионах, где много трудовых мигрантов из этих стран, завершился примерно к концу 90-х гг. 

Второй этап можно обозначить как проникновение. На этом этапе происходит формирование устойчивой группы сторонников вокруг неформального лидера, часто лидера молодёжной группы. Осуществляется финансовая поддержка, подпитка неформальных групп. Обычно выплачиваются стипендии, различного рода гранты, компенсационные выплаты на лечение и решение социальных проблем местного сообщества.

Подобные субсидии для отдельных семей в местных сообществах в Центральной Азии доходят иногда до суммы, на которую можно жить целый месяц.

Ставится задача – доминирование неформальной группы в местном сообществе, выдвижение членов этой группы на посты в государственном аппарате, а также на уровне местных органов власти и в традиционных религиозных структурах.

С начала 2000-х тысячных годов эксперты стали фиксировать лёгкость проникновения идей, литературы и проповедников практически во все уголки стран Центральной Азии. Увеличился поток студентов, отправляемых на учёбу в религиозные центры в странах Ближнего Востока. Главное – возникло доминирование экстремистских идей в отдельных населённых пунктах стран Центральной Азии.

С этого момента начинается третий этап, который лучше всего определить как организационное развитие. Признаком начала третьего этапа является формирование религиозных общин (от арабского «джамаа» — общество, коллектив, община).

Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама.

Руководит общиной имам, знаток обрядовой стороны ислама. Имам может иметь одного или нескольких помощников, в зависимости от количества верующих в общине. При отсутствии мечети члены общины могут собираться для отправления религиозных обрядов в любом чистом, неокрашенном помещении.

В этот период решаются следующие организационные задачи. Во-первых, отправка членов общины, особенно молодых людей, в экстремистские центры, которые противостоят идеологически официальным религиозным структурам коранического ислама.

По рекомендации амиров кандидаты отбираются, и направляются целевым образом для прохождения учёбы.

Во-вторых, общины проводят различные конкурсы, получают и распределяют гранты, поощрения для неимущих и т.п. В-третьих, проводятся различные курсы обучения, включая программы в иностранных лагерях, в ходе которых под руководством опытных инструкторов «курсанты» проходят не только теологическую, но и специальную подготовку: минно-взрывное дело, ведение партизанских войн, обучение ведению боя в городах и населённых пунктах. Отдельно проводится подготовка террористов-смертников.

По различным оценкам движение экстремистов в странах Центральной Азии находится на третьем этапе своего развёртывания, и начался он вместе с вторжением войск западной коалиции в Афганистан.

В момент возникновения (запрещенного в РФ) движения «ИГ» в Ираке и Сирии, из стран Центральной Азии и других, включая страны СНГ и европейские государства пошёл поток боевиков. Государство стало решительно бороться с этими экстремистскими группами.

Последователи движения, заподозренные в связях с террористами, преследуются правоохранительными органами центрально-азиатских стран, за доказанную причастность к экстремистскому движению судебные инстанции выносят обвинительные приговоры.

Экстренные меры правительств вплоть до возвращения своих граждан, находившихся на обучении в мусульманских странах, дали некоторый результат.

Молодёжь удалось вернуть обратно в страны. Однако, учитывая размах и профессионализм экстремистской «машины», опирающейся на поддержку, финансовые средства и опыт ряда зарубежных спецслужб, проблема только локализована.

Весьма важно понимать, что есть и четвёртый этап разворачивания экстремистских движений – легализация – когда духовные лидеры переходят к открытой проповеди вне пределов своей общины. Иногда они получали в своё распоряжение даже средства массовой информации, и вели далёкие от духовных вопросов проповеди с экранов телевизоров. В своих выступлениях они подчеркивали, что организация ведёт активную миссионерскую работу не только у себя в стране, но и не забывает своих собратьев – трудовых мигрантов в регионах России.

Таким образом, несмотря на спорадичность отдельных акций, к выступлениям экстремистов нужно относиться со всей серьёзностью, имея в виду их цель укоренения в наших странах вплоть до легализации. Борьба с этим явлением будет долгой и должна вестись на разных уровнях и различными средствами: от идеологических до организационно-силовых. 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

28.07.2020 14:00

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Ыргал Кармышаковна Кадыралиева

Кадыралиева Ыргал Кармышаковна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
55,3%

населения Казахстана проживает в городах

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31