90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан. Мы задыхаемся: Почему нельзя рубить городские деревья

29.07.2020 16:00

Общество

Узбекистан. Мы задыхаемся: Почему нельзя рубить городские деревья

Оглядываясь назад, анализируем, что будет, если продолжить уничтожать фауну страны

В Ташкенте творится сюр, да что там Ташкент. Как показывает статистика, только за прошедший год положительное заключение на вырубку деревьев давалось в основном предпринимателям для строительства. И, несмотря на недовольство жителей Карши, Ферганы, Навои, эти разрешения продолжают выдаваться.

Умеют ли у нас работать с растительностью страны? Взглянув на придорожные елки, мы в очередной раз качаем головой, и кажется, что нет. Формально дерево стоит, но выполняет ли оно свою главную функцию — вопрос открытый.

Что мы видим в последнее время? Пеньки, которые чиновники называют санитарной обрезкой, обрубкой или кронированием. А когда речь идет о высадке новых деревьев, мы наблюдаем лишь назойливый и совершенно неэкологичный выбор елок или, что еще хуже, палок, на которые уповают городские хокимы.

Попробуем найти логику и последовательность в решениях хокимията (спойлер алерт: мотив чиновников — максимизация прибыли или, по-простому, «Любая бизнес хороша») и разберемся в более этичных альтернативах.

Кто запрещает-то?

Пожалуй, начнем с установленных правил, которые, однако, не всем известны и очевидны.

Мы часто слышим: «Это моя территория. И я имею право делать на ней, что хочу». Что ж, закон готов с вами поспорить, даже если вы у руля госаппарата. По нашему законодательству, весь растительный мир относится к государственной собственности (п. 1, ст. 19 ГК РУз «О собственности»). То же оговорено в Конституции.

Здесь сказано, что деревья — это собственность государства. То есть, даже купив земельный участок, мы не можем распоряжаться всем, что на нем есть, и самовольно заниматься вырубкой деревьев.

То есть:

«Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества» (ст. 20 Конституции РУз)

Однако почему-то нерадивые предприниматели продолжают позволять себе подобное.

Как работает схема вырубки на юридическом уровне

Обращаемся к законодательству, а это СанПиНы и СНиПы, Градостроительный кодекс как правовой фундамент обязательств, строгое рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков правительственной комиссией и согласие под застройку ТашНИПИгенплана. И для положительного вердикта должны иметься определенные условия, соблюдение которых никто не проверяет, в результате чего институт Генплана Ташкента работает как конвейер одобрений для застройки.

Пройдемся по фактам

Из последних нововведений по защите фауны — 30 октября 2019 года президент одобрил мораторий на вырубку деревьев.  Из основного:

  • Он все еще актуален и продлится до конца 2020 г.
  • Госорганам запрещено выдавать разрешения на вырубку «ценных» видов деревьев (однако список этих деревьев недоступен широким массам).

Мораторий теряет свою валидность

  • в случае санитарной обрезки и вырубки деревьев из-за каких-либо повреждений либо если они представляют опасность;
  • при вырубке деревьев, выращенных с целью получения древесины и плодов;
  • при вырубке деревьев, выращенных на плантациях и являющихся частной собственностью.

У жителей отнимались дворовые скверы в обход действующего законодательства, без участия правительственной комиссии. Хоким решил, что, внеся документы в комиссию, он автоматически наделяет себя полномочием выделять землю. Позже он был снят с поста. И что потом? Оговоренная в документах земля выставлена на продажу. Как видим, для жителей УП — указ, для хокима, а позже и замхокима района, подписавших разрешение на вырубку деревьев, — нет. Однако иллюзия законности строго соблюдена.

В соответствии с законодательством Узбекистана у хокима нет полномочий определять, какие деревья рубить. Его миссия в градостроительном масштабе заканчивается на этапе предоставления документов комиссии.

И подобный случай незаконной приватизации и последующей беспечной вырубки деревьев — не единственный после подписания президентом указа о моратории. Захватчики газонов для парковых зон и высотных комплексов, необоснованные решения хокимов, судебная власть, которой не писан Градостроительный кодекс. Часто, оказавшись перед риском настроить против себя общественное мнение, правительство вмешивается. Однако здесь государство не выступает защитником общественности.

Экоактивистка и основательница сайта sreda.uz Наталья Шулепина подтверждает, что деревья улучшают качество жизни, вырубка — ухудшает.

Золотая середина? Не слышали

Массовой вырубки в Узбекистане нет. Здесь это называют своими именами — биологической очисткой от больных, кривых деревьев, представляющих опасность для жизни людей. И мы вовсе не собираемся придавать значение словам представителя Ассоциации ландшафтных дизайнеров Узбекистана о том, что не все больные деревья надо срубать, что их необходимо лечить.

Совершенно не обязательно оголять деревья и выстригать стволы чуть ли не до верхушек, лишая жителей тени и прохлады. Как заявляют энтомологи (зоологи, изучающие насекомых) Узбекистана, начинать спасать деревья надо с изучения их зараженности насекомыми. Рубить — крайняя мера.

Чем страшна вырубка

Деревья в местном климате выполняют множество задач:

  1. Естественные кондиционеры — регулируют температуру и дают тень.
  2. Борцы с изменением климата — поглощают углерод из воздуха.
  3. Прирожденные санитары — улучшают качество воздуха. Согласно исследованиям Университета Саутгемптона, на территории администрации Большого Лондона деревья каждый год забирают из воздуха 850—2000 тонн микрочастиц загрязнений.
  4. Пристанище для птиц — их число сокращается после неграмотной обрезки крупных крон.

Теперь о громких цифрах и интерпретации

Показатель ИЗА в Ташкенте с 2006 года (загрязнение атмосферы) колеблется до 5 баллов,  что чуть ниже повышенного уровня. 90% выбросов — результат огромного количества автомобилей (по данным Ташкентского городского управления по экологии и охране окружающей среды).

В течение года в 10—40% случаев превышение санитарно-гигиенического правового стандарта (ПДК) наблюдается в безветренный летний период. Представьте картину: лето, жара, «железные кони» на дорогах, выхлопы которых влияют на изменение климата. Именно поэтому нам жизненно необходимы парки и скверы, полные зеленых насаждений в качестве естественных регуляторов температуры.

Чтобы вырастить дерево, требуется несколько лет, и все это время оно помогает экосистеме. Деревья и кустарники поглощают пыль, углекислый газ и вырабатывают кислород. Однако массовая вырубка лишь способствует дальнейшему загрязнению и невыносимости жизни в жарком и удушливом климате столицы.

Основательница компании Landshaft.uz Татьяна Югай в одном из своих интервью подтвердила:

«Кондиционеры, выхлопные газы заводов и машин — все, что создает парниковый эффект и потребляет кислород, ведет к ухудшению экологической ситуации во всем мире, и таких факторов становится все больше. Деревья — это одно из немногих эффективных средств для устранения пагубного воздействия человека на климат».

Обратимся к данным ВОЗ: в 2012 году превалирующее число смертельных заболеваний спровоцировано загрязненным воздухом (34% — инсульт; 26% — ишемическая болезнь сердца; 12% — острые инфекции нижних дыхательных путей у детей; 6% — рак легких). Одно из недавних исследований Гарвардской школы здравоохранения показало, что умереть от COVID-19 больше рискуют люди из регионов с загрязненным воздухом, так как постоянное вдыхание опасных частиц ослабляет организм, ухудшает состояние легких и приводит к более тяжелым симптомам болезни.

А значит, загрязнение воздуха является самым большим экологическим риском для здоровья. Следовательно, сокращение уровня загрязненности воздуха может сохранить миллионы жизней.

Рубим — плохо. Сажаем — тоже плохо

При обоснованном запросе вырубки можно выделить два правила — пересадка либо компенсация посадкой определенного количества деревьев.

В марте на пресс-конференции по захвату дворов в жилых районах Ташкента начальника городского управления по экологии и охране окружающей среды спросили: «Существуют ли правила пересадки?».

Его ответ был довольно странным:

«В законодательстве нет точных регламентов. Надо соблюдать агротехнические правила. Каждый случай пересадки мы проверим. Если деревья не приживутся, застройщика оштрафуем».

Очередное упоминание абстрактных общих правил без какой-либо специфики, иначе это звучит примерно так: «Будет пересадка — проверим, правила установим сами, но профессионализм не обещаем. Деревья могут не прижиться».

Процесс насаждения, вырубки, пересадки и даже частота полива закреплены в нормативах СанПиНов № 0329-16. Цель у них простая — повышение комфортности проживания и улучшение микроклимата. Более того, существует постановление Кабинета Министров за номером 43 от 17 января 2019 года, где утвержден порядок посадки, выращивания и рубки деревьев и кустарников на землях, не входящих в Государственный лесной фонд. И управление городов должно знать эти регламенты.

Стандарты деревьев: Так ли это сложно изучить?

Сейчас важно сажать деревья везде, где есть свободное место. Сажать в огромных количествах, посильным трудом волонтеров. К примеру, ассоциация ландшафтного искусства организовала волонтерское движение «Зеленый город». Люди всех возрастов активно участвуют в озеленении пустующих местностей. Это не формальный хашар, проводимый под мишурой официозности. Это желание людей жить и дышать чистым воздухом.

В первую очередь мы должны обратить внимание на те, что приспособлены к нашему климату. Специалист в сфере растениеводства и ландшафтного дизайна Татьяна Югай поясняет:

«Тополи, карагачи, ясени, чинары, акации. Тут важно не стремиться к какому-то конкретному количеству, а заниматься этим регулярно. У каждого растения есть свое предназначение, свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать при посадке, чтобы дерево выполняло свою работу правильно и создавало вокруг себя комфорт и уют».

После посадки деревья нужно поливать регулярно и достаточно. В экстремальную жару полив действительно необходим всей зелени страны. Складывается ощущение, что госорганы, в чьей компетенции находится постоянный полив, ухаживают за ними кое-как, а без особого ухода деревья просто обречены на гибель. Поэтому сажать деревья надо там, где будет обеспечен регулярный полив.

Как нам предотвратить следующий хаос?

После массовых волнений хокимият Ташкента и ГУВД поспешили опубликовать лаконичную инструкцию о том, как реагировать на вырубку деревьев.

  1. У рабочих, производящих вырубку, должен быть в наличии разрешающий акт, где указан конкретный адрес, по которому разрешена вырубка;

    1.1 Этот акт должен быть составлен Биоинспекцией по экологии Ташкентской области и содержать подпись хокима района.
    1.2 Рабочие могут предъявить копию акта. Руководство компании в свою очередь предъявляет оригинал акта.
  2. При отсутствии этого акта позвонить по номеру 102 или 233-49-46 (ГУВД) и сообщить о совершающемся нарушении.
  3. При наличии акта следует позвонить по номеру +998 71 268-36-86 (Биоинспекция по Ташкентской области) и проверить, зарегистрирована ли вырубка по этому конкретному адресу. Если не зарегистрирована — набрать 102.

«Следует иметь в виду, что не требуется специальных разрешений при срезании боковых веток дерева», — отмечает хокимият. Забудем о том, что люди не обучены этой элементарной вещи. Присмотревшись к деревьям вокруг, можно заметить, что почти у каждого обрезаны ветви, которые росли по восемь-девять лет.

Татьяна Югай делится личным опытом:

«В моем присутствии увозили отстриженные ветви со здоровыми зелеными листьями, а ведь каждый такой листочек ценен, он дает кислород. Но наши службы городского облагораживания профнепригодны. Приходит дровосек и даже не смотрит, не думает, просто рубит ветку».

Сухой остаток

Идеи молодых активистов по озеленению (волонтерское движение «Зеленый город») и поддерживающие инициативу слова со стороны начальства городского управления экологии и охраны окружающей среды чудесны. Однако чтобы идея стала нашей ощутимой реальностью, ею должны заниматься знающие люди. Вероятность катастрофы высока, когда в дело, требующее знаний, компетенции и профессионализма, вовлечены дилетанты.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://hook.report/2020/07/zadihaemsya/

29.07.2020 16:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Эмиль Сатарович Уметалиев

Уметалиев Эмиль Сатарович

Президент компании «Kyrgyz Concept»

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
14

человек претендует на 1 вакантное рабочее место в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30