В июне-июле ситуация с эпидемией коронавируса в Кыргызстане стала близка к критической – страну даже признавали мировым лидером по количеству умерших на 100 тысяч человек в одну из июльских недель. Противостоять вирусу удалось лишь с помощью внешней помощи и самоорганизации населения, когда люди сами стали открывать стационары, привозить лекарства и оборудование, создавать волонтерские группы. К сожалению, пандемия не смогла полностью консолидировать общество: кто-то пытается обогатиться, пользуясь ситуацией, а кто-то продолжает искать «внешнего врага».
Ненастоящие «патриоты»
На фоне героической борьбы с вирусом крайне неприятными событиями стали случаи проявления ксенофобии и национализма в Кыргызстане. Сначала стало известно об избиении граждан Пакистана в окрестностях Бишкека, которые находились на отдыхе в горах. Причем один из них является студентом-медиком и волонтером, который помогал в дневном стационаре в Бишкеке. Местным жителям в количестве 5-6 человек не понравилось, что пакистанцы якобы «отдыхают на их территории», за это они напали на иностранцев.
Это не единичный случай нападения на студентов из Индии и Пакистана, которых достаточно много обучается в республике, а также на граждан из африканских стран. В частности, в прошлом году вызвала большой резонанс смерть преподавателя английского языка из Нигерии, который был убит ударом в лицо после словесной перепалки с кыргызстанцем в центре столицы.
Буквально через пару дней после нападения на пакистанцев «отличились» наши трудовые мигранты в Российской Федерации. В соцсетях стал распространяться видеоролик, где молодые кыргызстанцы из Москвы призывали запретить кыргызским девушкам встречаться с иностранцами.
Согласно требованиям этих «патриотов», необходимо предупреждать таких девушек, а если они отказываются прекратить встречи с некыргызами, то тогда надо «жестко наказывать их». Как и в случае с нападениями на иностранцев, «блюстители нравственности» ранее неоднократно выдвигали такие требования и даже претворяли свои угрозы в действия.
Отдельно стоит написать про традиционно высокий уровень синофобии в Кыргызстане, да и в Центральной Азии в целом. Боязнь перед тем, что «китайцы отберут землю за долги, ассимилируют среднеазиатские народы через браки с местными девушками, заставят отказаться от ислама и испортят экологию», приводит к случаям нападения на граждан КНР и насильственных попыток приостановить деятельность китайских компаний.
В частности, в 2018 году на юге Кыргызстана местными жителями была сожжена китайская фабрика по переработке золотосодержащей руды. Официальный Пекин в последние годы прилагает много усилий для того, чтобы снизить уровень синофобии в регионе, продвигая экономическое сотрудничество и распространяя свою культуру и язык, однако значительная часть населения продолжает видеть в китайцах угрозу. Тем более, что ситуация с притеснением национальных меньшинств в СУАР подогревает антикитайские настроения, особенно среди мусульман.
С этим надо что-то делать
Вдвойне печально, что именно в тяжелый период для республики якобы «патриоты» напали на иностранцев и угрожают своим землячкам, с которыми работают в России. Эти случаи являются индикатором той проблемы, которую называют проявлениями национализма и реже – ксенофобии, и которая, как и многие другие, не может эффективно решаться в стране. Конечно, нельзя сказать, что в Кыргызстане «орудуют банды скинхедов, которые и днем и ночью охотятся на людей с другим цветом кожи». Проявления нетерпимости к иностранцам носят скорее ситуативный, чем организованный характер, происходят чаще всего на бытовой почве, но, тем не менее, африканцы, индусы, китайцы и пакистанцы не могут чувствовать себя в полной безопасности, проживая в Кыргызстане.
Само понятие «ксенофобия» в Кыргызстане редко используется в СМИ, обычно его подменяют понятием «национализм», хотя между ними есть некоторые определенные различия. Среди причин неприязни к иностранцам (а именно так переводится греческое слово «ксенофобия») – людям с иной внешностью, языком, религией или культурой – обычно выделяют социально-экономические, религиозные, психологические и некоторые другие.
В условиях Кыргызстана невысокий уровень жизни, частые политические и экономические катаклизмы, постоянный стресс, заставляют людей искать «внешнего врага», на которого можно выплеснуть накопившуюся негативную энергию. Слабые знания о жизни у наших соседей по региону (о том же Китае мы знаем намного меньше, чем о Европе или Америке) также не способствуют улучшению отношения к иностранцам. Кроме того, в традиционном обществе, которое не смогли разрушить в Кыргызстане ни советская власть, ни насаждаемые демократические ценности, происходит четкое разделение по принципу «свой – чужой», поэтому чужеродные и малознакомые элементы не приветствуются.
В целом, среди молодежи, которая выросла в традиционной среде, стало популярным быть «патриотами», выдвигать лозунги о «сохранении кыргызского языка, культуры, обычаев предков». Но часто такие призывы неправильно интерпретируются и вместо того, чтобы, например, помогать врачам в борьбе с вирусом, наши граждане нападают на иностранцев, которые как раз вызвались быть волонтерами.
И кто же в такой ситуации настоящий патриот Кыргызстана – напавшие на иностранца или студент из Пакистана? К сожалению, не для всех очевиден ответ на этот вопрос, поэтому в стране и даже за ее пределами среди наших трудовых мигрантов продолжаются случаи проявления национализма и неприязни к иностранцам.
Без повышения уровня образования, разработки государственной идеологии и политики, направленных на межэтническое согласие, улучшения социально-экономических условий жизни, уважения к законам – невозможно будет решить эту проблему.
Правила комментирования
comments powered by Disqus