В начале недели Глава Министерства внутренних дел Республики Таджикистан Рамазон Рахимзода в беседе со Sputnik подтвердил смерть бывшего командира таджикистанского ОМОНа Гулмурода Хакимова, который получил известность после того, как в 2015-м году перешел на сторону террористической организации ДАИШ (ИГИЛ, ИГ – запрещена в России) и стал «министром войны ИГИЛ».
В таджикистанском информационном пространстве в последнее время можно отметить некоторый рост числа публикаций, так или иначе связанных с деятельностью террористов, в особенности на приграничной территории Исламской Республики Афганистан. Так, в конце июля Министр иностранных дел Таджикистана СироджиддинМухриддин, отвечая на вопрос РИА Новости, заявил:
«…Ситуация на таджикско-афганской границе остается напряженной, поскольку на сопредельной стороне (Афганистана) группы боевиков последнее время совершают нападения на государственные посты силовых структур Афганистана. Но мы принимаем все необходимые меры для недопущения проникновения боевиков из Афганистана в Таджикистан».
Неделей ранее состоялось срочное заседание Совета безопасности центрально-азиатского государства, в рамках которого Президент Таджикистана Эмомали Рахмон обратил внимание членов Совбеза, руководителей силовых структур и правоохранительных органов на необходимость принятия мер по обеспечению безопасности на приграничной с Афганистаном территории. Особый акцент при этом был сделан на Бадахшане, поскольку ранее именно в тех приграничных районах были замечены иностранные боевики – выходцы из Таджикистана.
А что Афганистан?
В Афганистане, в свою очередь, длившееся несколько дней (с 30 июля по 3 августа) относительное перемирие по случаю празднования Ид аль-Адха завершилось. Практика показывает, что начиная с 4 августа следует ожидать активизации противостояния талибов и правительственных сил, несмотря на все заявления и призывы последних. Нестабильность в стране, увы, в последние годы обрела уже некоторую обыденность.
В последние годы изменения в повестку афганского кризиса внесло появление на территории ИРА боевиков ДАИШ, бежавших, в первую очередь, из Сирии. Таким образом, в стране в настоящий момент можно выделить три главные противоборствующие силы: правительственные войска, талибы и боевики ДАИШ. И если для 1-й и 2-й театр боевых действий – это Афганистан, то для 3-й территория стран Центральной Азии является потенциальной целью.
Последний тезис был наглядно продемонстрирован еще прошлой осенью, когда 6 ноября 2019 года 20 боевиков напали на таджикистанское подразделение №4 «Ишкобод» пограничного отряда «Султанабад» на таджикско-узбекской границе. В ходе столкновения погибло 4 сотрудника правоохранительных органов и пограничной службы Таджикистана, 15 боевиков было уничтожено, 5 задержано.
Что примечательно, так это то, что подразделение находится всего в 60 км к западу от столицы Таджикистана – города Душанбе, тогда как линия таджикско-афганской границы находится в 300 км. Этот момент позволяет предположить, что нападение являлось показательной акцией устрашения, призванной в то же время изучить и оценить механизмы реагирования таджикистанских сил безопасности. Иными словами,ДАИШ не отказался от не раз анонсированных планов относительно стран региона.
Реальная угроза, или информационный фон?
Несомненно, деятельность организаций, ДАИШ и ей подобных, действительно опасна для Таджикистана. Однако, говорить о перспективе прорыва государственных границ не приходится, поскольку террористические организации сегодня предпочитают иные методики ведения подрывной деятельности. В данном контексте вся нагрузка по противодействию ложится скорее на Государственный комитет национальной безопасности РТ, поскольку в его компетенциях находится выявление спящих ячеек, а также предупреждение их возникновения в принципе.
Если же говорить о причинах роста числа публикаций в информационном пространстве, так или иначе затрагивающих угрозы Таджикистану со стороны деструктивных организаций, то можно прийти к выводу о том, что это связано с предстоящими выборами президента страны. Как известно, 6 ноября должна быть названа дата их проведения. Исходя из ситуации в стране можно предположить, что Э. Рахмон будет баллотироваться на очередной срок, поэтому сохранение и укрепление имиджа гаранта безопасности Таджикистана для него сегодня необходимы. Иными словами, афганский кризис как таковой – это в большей степени информационный повод, нежели враг у ворот.
Правила комментирования
comments powered by Disqus