Когда сливают воду из водохранилища, почему энергетическое кольцо в странах Центральной Азии может избавить от проблем, а также кому летом отдают электричество и воду, Sputnik Кыргызстан объяснили эксперты.
Кыргызстанцы бурно обсуждают в социальных сетях вопрос обеспечения страны электроэнергией в предстоящий осенне-зимний период. Люди беспокоятся, что во время холодов начнутся веерные отключения света. Официально причиной низкого уровня воды в Токтогульском водохранилище называется сезонное маловодье, но граждане считают, что воду попросту "продали".
Радио Sputnik Кыргызстан побеседовало со специалистами и выяснило, действительно ли воду, накопленную для выработки электричества, можно незаметно "слить на продажу". На вопросы ответили технический специалист, работающий на Токтогулке, эксперт в области энергетики и чиновник.
Независимый эксперт Национального энергохолдинга, бывший член правления ЗАО "Верхне-Нарынские ГЭС" Чоробай Акунов сообщил, что на водохранилищах в стране давно установлены онлайн-камеры, по которым можно отследить уровень воды и холостые сбросы.
"На данный момент в Токтогулке 14 миллиардов 200 миллионов кубометров воды, и нужно сохранить этот уровень для нормального прохождения осенне-зимнего периода. Есть, например, соглашение с Казахстаном, по которому мы летом отдаем электроэнергию и воду, а зимой, наоборот, получаем от соседей необходимые объемы электричества для своих нужд. Это происходит потому, что наши мощности уже совпадают с цифрами по потреблению", — сказал Акунов.
По его словам, в Узбекистане и Таджикистане тоже складывается непростая ситуация из-за маловодья, как и во всей Центральной Азии.
"Вообще, одним из решений водно-энергетической проблемы является создание единого Центральноазиатского энергетического кольца. Это выгодно не только для энергетики, но и для экономики. В таком случае не было бы голословных заявлений о продаже воды. За 47 лет работы я ни разу не видел, как ее продают: это сложно технически и бюрократически. Почти каждый год поднимают шумиху, но никого еще не поймали на этом", — заявил эксперт.
Начальник службы эксплуатации и ремонта энергооборудования ОАО "Электрические станции" Улугбек Мамыралиев отметил, что энергетиков ежегодно обвиняют в сливе и продаже воды.
"Каждый кубометр в водохранилище на учете, ведь, помимо камер, есть и приборы. Ежедневно на сайте компании выставляется расход воды, который соответствует выработке электроэнергии. Дело в том, что энергосистема страны — это не батарейка, которую можно подключить или выключить, когда хочется. В утренние часы кыргызстанцы потребляют очень много электричества, и, чтобы обеспечить их энергией, пуски воды производят в соответствии с потребностями. То же самое — в вечерний пик потребления. Генераторы никогда не работают вхолостую", — подчеркнул Мамыралиев.
Он уточнил, что так называемые холостые пуски производятся лишь при избытке воды.
"Полный объем Токтогулки — 19,5 миллиарда кубометров. Сегодня уровень куда ниже — соответственно даже речи быть не может о пустых сбросах, так как вода нужна для выработки энергии. Кроме того, любой пуск воды должен быть согласован с нижестоящими ГЭС (там может произойти нештатная ситуация) и со всеми инстанциями. Чтобы поднять шлюз, требуется почти целый рабочий день. Это сложный технический процесс, который вряд ли может ускользнуть от внимания общественности и контролирующих органов", — рассказал специалист.
Он отметил, что несанкционированный спуск воды, тем более для продажи, невозможен в принципе.
Первый заместитель генерального директора ОАО "Электрические станции" Таалайбек Бектенов заверил, что, несмотря на маловодье, население Кыргызстана будет обеспечено электроэнергией в необходимом объеме.
"Заявления о продаже воды звучат сразу, как только сообщается о низком ее уровне. Действительно, наша республика, как и все страны Центральной Азии, вступила в маловодный период. Но уровень воды — это вопрос стратегического характера и энергобезопасности, он контролируется госструктурами, в том числе органами национальной безопасности. Онлайн-камеры, приборы учета, ежедневная сводка и ежечасный контроль режима гидроагрегатов и количества воды, вытекающей через турбину, — все это позволяет утверждать, что продажа воды попросту невозможна физически и технически", — сказал Бектенов.
Он пояснил, что, согласно договоренностям с Казахстаном, КР отдает в летний период электричество и воду, необходимую для его генерации, а зимой, когда энергии не хватает, получает ее обратно.
"С Узбекистаном таких соглашений нет, и мы не формируем выработку энергии в соответствии с нуждами этой страны. После Уч-Курганской ГЭС вся вода переходит в ведение госоргана, отвечающего за водные ресурсы. Нашей энергосистеме очень выгодно взаимодействовать с соседними странами не только посредством товарообмена. Создание в Центральной Азии единого энергокольца обеспечит надежное снабжение всего региона. Однако следует учитывать интересы разных стран, так как затрагивается обширный список вопросов, связанных в том числе с водными ресурсами, сельским хозяйством. Такой режим работы энергосистемы требует единого подхода всех государств региона, и пока необходимые соглашения не достигнуты на высшем уровне, хотя их эффективность неоспорима", — заключил эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus