Евразийский фонд стабилизации и развития 7 августа предоставил Киргизии кредит в размере 100 млн. долл. для преодоления последствий пандемии коронавируса. В условиях сокращения денежных переводов мигрантов кредитование по линии ЕФСР позволит государствам-участникам фонда заместить часть выпадающих доходов, сокращение которых грозит дестабилизацией общественно-политической ситуации.
Как поясняет пресс-служба фонда, кредит предназначен для реализации программы противодействия влияния кризиса, вызванного пандемией, на экономику, финансовый и социальный секторы республики. Ожидается, что средства ЕФСР позволят Бишкеку обеспечить бюджетную и долговую устойчивость, осуществлять сбалансированную денежно-кредитную политику, поддержать социальный сектор, а также помочь в восстановлении экономической активности. Условия предоставления кредита крайне льготные – на 20 лет под 1% годовых с льготным периодом 10 лет. Если сравнивать с условиями коммерческих кредитов, деньги фактически предоставляются Бишкеку бесплатно. Тем более что возвращать их надо будет лишь через 10 лет.
Несколькими днями ранее на аналогичных условиях кредит в размере 50 млн. долл. был предоставлен Таджикистану, также сильно пострадавшему от резкого сокращения внешнего спроса и карантинных ограничений. Аналогичными являются и цели предоставления кредита – на реализацию программы по противодействию влияния COVID-19 на экономический, финансовый и социальный секторы. Кроме того, в связи с повышенной нагрузкой на систему здравоохранения в странах ЕФСР Советом фонда принято решение о проведении внеочередного конкурса проектов, предназначенных для противодействия вспышке СOVID-19. Гранты будут предоставлены государствам-участникам фонда с уровнем подушевого ВВП ниже 4300 долл. Под эти критерии попадают три страны – Киргизия, Таджикистан и Армения.
В отличие от России, где эпидемия летом пошла на спад, страны Средней Азии в июне-июле пережили очередной всплеск заболеваемости СOVID-19. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Казахстане и Киргизии, где эпидемиологическая ситуация резко осложнилась. В Казахстане вспышка заболеваемости, начавшаяся в конце июня, привела к переполнению больниц и введению новых карантинных ограничений. В Киргизии в начале июля столичные больницы оказались переполненными больными COVID-19 и пневмонией, что вызвало панику среди населения. Не хватало аппаратов ИВЛ и кислородных концентраторов, люди не могли дозвониться на номера скорой помощи. Положение отчасти стабилизировалось к концу июля, оставаясь в целом довольно сложным. Более спокойной была ситуация в Таджикистане. Но и здесь с 7 июля был введен масочный режим, что косвенно говорит о непростом положении.
Наиболее уязвимыми перед последствиями эпидемии из стран-участниц ЕФСР оказались Киргизия и Таджикистан, которые, в отличие от России и Казахстана, не только не имели «подушки безопасности» в виде накопленных золотовалютных резервов, но и лишились значительной части денежных переводов трудовых мигрантов. В первом квартале 2020 г., большую часть которого карантинные ограничения еще не действовали, денежные переводы трудовых мигрантов в Таджикистан сократились на 22,3%, в Киргизию – на 20,7%, а в Узбекистан – на 7,2%. Статистики Центрального банка России за второй квартал, на который пришелся пик введенных ограничений, пока нет. Но очевидно, что падение переводов будет еще более значительным. Между тем в Таджикистане и Киргизии они обеспечивали от трети до половины ВВП и компенсировать их сокращение Бишкеку и Душанбе, в сущности, нечем.
Прогнозы по сокращению денежных переводов за 2020 г. в странах Средней Азии колеблются в очень широком диапазоне, поскольку никто пока не может оценить масштабы падения экономики и сроки действия ограничений. Так, в начале апреля вице-премьер правительства Киргизии Эркин Асрандиев заявил, что падение объема денежных переводов в этом году составит 15%. По другим прогнозам, сокращение переводов может быть гораздо более значительным и составить до 50%.
В апреле-мае, когда карантин в России был наиболее жестким, некоторые киргизские мигранты прогнозировали падение поступлений от денежных переводов на 80-90%. В Таджикистане, по мнению политолога Негматулло Мирсаидова, сокращение переводов в первом полугодии может составить 30-40%. Кроме того, страны региона несут потери и от девальвации национальных валют тех стран, где работают мигранты. Как следствие, они вынуждены брать новые кредиты и наращивать государственный долг.
Кредиты от ЕФСР в этой ситуации служат одним из способов, позволяющим «мигрантозависимым» странам СНГ в условиях кризиса удержаться на плаву. Именно для этих задач фонд, учрежденный 9 июня 2009 года шестью государствами СНГ – Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном – с целью преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 г., и создавался.
В августе 2010 г., вскоре после своего создания, ЕФСР предоставил Таджикистану кредит в размере 70 млн. долл., предназначенный для поддержания бюджетного финансирования социального сектора в условиях выпадающих доходов. Тем самым Душанбе получил возможность выплачивать зарплаты, пенсии и другие виды социальных платежей, поддерживая социальную стабильность. В последующие годы бюджетная поддержка оказывалась ЕФСР четырем государствам СНГ, вошедшим в число учредителей фонда: Армении, Таджикистану, Киргизии и дважды – Белоруссии.
В 2014 г. ЕФСР начал предоставлять инвестиционное финансирование. В числе получивших его проектов – строительство дороги «Север-Юг» в Армении, реабилитация Токтогульской ГЭС и ввод второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2 в Киргизии, реабилитация Нурекской ГЭС в Таджикистане и др. В 2015 г. началось предоставление грантов для поддержки систем здравоохранения, образования, социального обеспечения, повышения эффективности госуправления и обеспечения продовольственной безопасности. По данным на середину 2019 г. кредитный портфель ЕФС включал 15 проектов накопленным объемом в 5 475 млн долл., 90% которых приходилось на кредиты бюджетной поддержки, и 10% – на инвестиционное финансирование. Большую часть выделенных фондом кредитов получила Белоруссия (83%), за которой следуют Армения (9%), Киргизия (5%) и Таджикистан (3%).
Нетрудно заметить, что список получателей кредитов совпадает с перечнем союзников России по ЕАЭС и ОДКБ. Не предоставляются они лишь Казахстану, который благодаря доходам от нефтегазового экспорта располагает собственными валютными ресурсами. Создание фонда преследовало явную политическую цель – частично заместить кредиты, получаемые его участниками от западных финансовых структур, и снизить тем самым зависимость от них.
Кредитование по линии специального фонда в этом отношении выглядело предпочтительнее правительственных кредитов, предоставляемых напрямую из бюджета. В документах фонда отмечается, что за 2010-2018 гг. его кредиты обеспечили около пятой части всего финансирования, полученного четырьмя странами СНГ от международных финансовых организаций, и были сопоставимы с объемом кредитов, выданных им Всемирным банком.
Особенно значительным были кредиты, предоставленные ЕФСР Белоруссии. В 2011 г. высокий дефицит счета текущих операций привел к истощению золотовалютных резервов республики и возникновению валютного кризиса. Фонд в этой ситуации предоставил Минску кредит в размере 3 млрд долл. шестью траншами для обеспечения макроэкономической стабильности.
В 2016 г. сокращение доходов бюджета и золотовалютных ресурсов вновь потребовало привлечения внешнего финансирования, и ЕФСР выделил Белоруссии еще 2 млрд семью траншами, которые должны были поступить на протяжении 2016-2019 гг. Армении, которая в 2015 г. столкнулась с сокращением государственных доходов, фонд предоставил для преодоления дефицита бюджета 300 млн долл. тремя траншами в течение трех лет. Примечательно, что именно в том году республика присоединилась к ЕАЭС.
Не исключено, что в ближайшие годы кредиты по линии ЕФСР заменят странам-заемщикам часть доходов, ранее получаемых ими от трудовой миграции. Сокращение ее объема в обозримой перспективе выглядит неизбежным, что потребует финансовой поддержки государств ЕАЭС и ОДКБ со стороны России для поддержания их общественно-политической и социально-экономической стабильности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus