Nur Otan развил гиперактивность, остальные партии в полудреме.
Социальная напряженность скажется и на внутриполитической кухне, считают эксперты. Хотя сильных потрясений наблюдатели не ожидают, но некоторые процессы должны активизироваться.
Например, часть политологов уверена, что выборы в мажилис проведут досрочно — до конца 2020 года. Возможно, этим и объясняется гиперактивность Nur Otan.
Но другие к этому утверждению относятся скептически.
Сохранит ли Nur Otan прежний контроль над парламентом?
Политолог Максим Казначеев считает, что выборы в мажилис пройдут досрочно, и как раз они и станут главным политическим событием 2020 года
— Скорее всего, парламентские выборы синхронизируют с завершением праймериз Nur Otan, спустя полтора-два месяца. То есть примерно в конце ноября — декабре 2020, — сказал Казначеев.
Целесообразность названной даты политолог объяснил «благоприятным внешним фоном». Якобы внимание внешних игроков будет приковано к выборам американским, а ко всем остальным интерес будет минимальным.
— Надеюсь, что так и случится, и выборная кампания пройдет, что называется, на внутриполитической кухне, — отметил он.
При этом Казначеев не ждет от грядущих выборов каких-либо резонансных новостей. Они интересны разве что узким специалистам — чтобы оценить, какие внутриэлитные группы получили преимущество в транзитный период.
— Выборы станут своеобразной фотографией сфер влияния в элите. Посмотрим предвыборные списки партий и увидим, какие игроки смогли провести своих кандидатов. Но громкого ничего не будет, — считает эксперт.
Также Казначеев не ожидает, что внепарламентские партии возьмут пример с Nur Otan и будут проводить собственные праймериз. Им это просто незачем.
Тем не менее прогнозировать результаты политолог не взялся, слишком много неизвестных. Однако если доля Nur Otan вдруг уменьшится до двух третей, это позволит пройти 7%-ый барьер еще одной (а то и двум) партиям.
— Снижение доли Nur Otan — это фактически уменьшение доли контроля парламента и пойдут ли на это, мы пока знать не можем, — сказал Казначеев.
Отдельно он подчеркнул, что социальное напряжение будет обостряться, особенно ближе к зиме.
— Кризис не закончился. Нет даже гарантий, что полностью отменят карантинные меры. Это будет давить и на МСБ, и на общую занятость. А соответственно, и на доходы населения, — отметил эксперт.
У нас другая действительность
Политолог Юрий Булуктаев заявил, что не ожидает досрочных парламентских выборов. Оснований для этого нет. Аргумент про «внешних игроков» он отверг как несостоятельный.
— Казахстанская реальность и политическая действительность не дают оснований считать, что внешнее вмешательство может иметь место такое же мощное, как например, на Украине. Да и там все майданные движения организовывал главным образом местный олигархат
В 2004 писали, что миллионеры выступают против миллионеров, а во время последнего майдана против миллионеров выступили уже миллиардеры, — сказал он.
Булуктаев также отметил, что «дело не во вмешательстве как таковом, а в готовности электората ему поддаваться». У нас совсем другая страна. Конечно, и здесь есть различные НПО, работающие на иностранные гранты. Но влияние их несоизмеримо меньше.
Политики спать не должны
В целом новый политический сезон, по его ожиданиям, будет протекать достаточно спокойно. Сейчас гиперактивностью выделяется только Nur Otan. Возможно, именно поэтому часть наблюдателей ожидает досрочных выборов, именно на волне этой гиперактивности.
Наибольшие шансы пройти в мажилис у партий, которые уже там. То есть Nur Otan, «Ак жол» и КНПК.
— Я бы даже поставил КНПК на второе место. Там работают с электоратом лучше, например, если анализировать активность в соцсетях. Другие партии просто эпизодически появляются на горизонте. «Бірлік» вообще не видно.
У руководства этих партий нет понимания, что к выборам нужно начинать готовиться сразу после окончания предыдущих. Электоральный период заканчивается, и все сразу засыпают, — сказал Булуктаев.
По той же причине партии не проводят собственные праймериз. Может быть у некоторых еще и не хватает ресурсов для столь серьезного мероприятия, но у «Ак жол» они точно есть. Видимо, нет желания.
Булуктаев также отметил, что по-настоящему оппозиционной могла бы стать только ОСДП. Но у нее множество своих внутренних проблем, разлад в руководстве и так далее. По этим причинам у нее нет шансов преодолеть 7%-ый барьер.
Правила комментирования
comments powered by Disqus