Средняя номинальная зарплата в Казахстане — 212 тысяч тенге. Это официальные данные, которые вызывают множество вопросов.
Учитывая, что за полгода более 5 млн казахстанцев получили пособия по потере дохода в размере 42 500 тенге, а треть бизнеса еще не заработала, данные статведомства вызывают сомнения.
5 августа информагентство LS.kz опубликовало данные, что средняя зарплата в Казахстане растет быстрее, чем в других странах ЕАЭС.
«По итогам января-июня 2020 года номинальная зарплата в Казахстане составила 206,1 тыс. тенге. Это на 16,3% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года», — пишет издание. — «В долларовом выражении зарплата в стране составила $510.
Согласно статкомитету ЕАЭС, рост в 16,3% является самым высоким в Союзе
Казахстан, напомним, по этому показателю был лидером и по итогам января-марта. На втором месте по росту зарплаты расположилась Беларусь. По итогам I полугодия 2020 года там показатель вырос на 13,5% — до 1,2 тыс. белорусских рублей ($505). В Кыргызстане – на 10,5%, до 18 тыс. сомов ($242). В России – на 5,8%, до 49,6 тыс. рублей ($717). В Армении – на 5,4%, до 186,4 тыс. драмов ($385)».
Между тем на госкомстата Казахстана появились свежие данные о среднемесячной номинальной зарплате одного работника за II квартал 2020 года. Снова показатель в рост. Наши граждане зарабатывают в среднем уже 212 тысяч тенге. И это учитывая, что страна пережила режим ЧП и непрекращающийся карантин.
Зачем государство жонглирует этими показателями и чем это чревато, проанализировала президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.
Сомнительные методики
— Использование некачественной статистики — на самом деле это большой риск при построении планов на будущее, — говорит эксперт. — Ведь будут учитываться якобы высокие доходы населения. Неправильное планирование потом отражается на людях повышением цен и непредвиденными и неожиданными расходами.
— У нас любой кризис всегда показывал рост показателей.
— Как сейчас формируется статистика, я вообще не знаю, отчетность сдается абы как.
Еще лет десять назад статотчетность была обязательной к сдаче. Я предполагаю, что сейчас итоговые расчеты выводятся на основе каких-то экстраполяций
Берут какие-то предприятия, по которым есть статистика, а потом вывод распространяют на совокупность предприятий. Это первая ошибка методического плана.
Вторая проблема, и об этом много кто говорит, сильно поменялась структура экономики . Люди, которые регистрировались в одной сфере деятельности, переходят в другую, с более низкими расходами на зарплату. Отсюда и завышенные цифры.
С точки зрения расходов, самые высокие на непродовольственные товары в Алматы. А кто делает анализ цен? Знаю, что Нацбанк и статистика. А по какой методике? Опросной? Кто давал ответы в условиях карантина и когда эти исследования проводились, я не знаю.
Тренд на прогресс
— Сейчас мы проводим исследование и сталкиваемся с колоссальными сложностями.
У меня почему-то есть подозрения, что в условиях карантина просто брали условные данные за прошлые периоды и корректировали
Если это именно так, это антинаука. Понять действительное распределение доходов и расходов населения становится невозможным. Считать показатели таким образом социально безответственно.
— Самое интересное, что за второй квартал 2020 года статистики как таковой нет. Только размер средней зарплаты. Отсюда и вопросы трудящихся из регионов — кто эти люди с зарплатой 212 тысяч тенге?
— Много замечаний к подходам по анализу и планированию. Наши госорганы по какой-то непонятной традиции должны всегда показывать положительную динамику. Это обязательное условие, несмотря на карантин, болезни и спад экономики. Стагнация, торможение, а уж тем более падение — не наши слова. Наше — падение цен на нефть, но при этом рост зарплаты. Чиновники стали заложниками бестолкового тренда показывать только прогресс.
Тратили больше, чем зарабатывали?
Мы копнули статистику глубже, чтобы понять, насколько социально честные данные нам показывает госкомстат. На примере середнячка Алматы мы покажем, как искусно можно вертеть цифрами, чтобы имитировать тренды роста. Все же Атырауская область по социально-экономическому благополучию впереди Алматы.
Мы использовали официальные данные за I квартал 2020 года. За II квартал вся информация еще не опубликована.
Итак, среднемесячная номинальная зарплата алматинского работника составляла 238 708 тенге. Значит, квартальная — 716 124 тенге. Среднедушевой номинальный доход алматинцев с учетом и младенцев, и стариков в I квартале — 164 462, или 54 тысячи 520 тенге в месяц. А вот денежный доход в среднем на душу населения без всяких приставок «номинальный» и «реальный» в Алматы составили 224 052 за квартал. Или 74 684 тенге на каждого.
Откуда взялся рост в 20 тысяч, на сайте госкомстата не объясняют
Дальше интереснее. На что же тратили эти деньги алматинцы? Только лишь на потребление в I квартале 2020 года уходили 260 тыс. 667 тенге на душу населения (или 86 889 в месяц). Под потреблением в данном случае подразумеваются траты без учета капиталовложений в производство и накоплений. Чувствуете разницу, сколько в месяц на каждого было дохода и сколько расхода? В минус ушли жители южной столицы и даже сами того не заметили. Кстати, в соотношении с величиной прожиточного минимума алматинцы тратили на потребление 2,5 этих показателя.
Квест на выживание
А теперь рассмотрим эту же самую статистику через призму доходов и расходов домашних хозяйств.
Средняя алматинская семья в I квартале 2020 года имела денежный доход в размере 658 993 тенге, или 219 тыс. 664 тенге в месяц
Из этих денег на потребление домохозяйства Алматы с января по март 2020 года потратили 766 688 тенге. И снова цифры не сходятся — заработали меньше, чем потратили. Из того, что потребили, на продовольствие в среднем в месяц алматинские семьи тратили 44 280 тенге. Включая посещение кафе, покупку алкоголя и сигарет. Только на еду и безалкогольные напитки, если верить статистике, чуть более 5 тысяч тенге в месяц. На всю семью. Цифра, мягко говоря, не стыкуется с реалиями жизни, учитывая рост цен на продукты.
С тратами на платные услуги вообще все интересно. Средний показатель на душу населения в месяц в январе-марте составлял 18 145 тенге. Под платными услугами подразумевается оплата коммунальных счетов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, ремонта бытовой техники.
Непродовольственные товары — одежда, обувь, ГСМ, средства гигиены — вообще каким-то чудом обошлись каждому алматинцу в среднем в 2,5 тыс. тенге в месяц
Аналогичный обзор можно провести по каждому региону. Мы охотно верим, что если вывести средний показатель зарплаты в нефтегазовом и финансовом секторах и работников сельхозпроизводства, цифра в 212 тысяч выйдет вполне.
Правила комментирования
comments powered by Disqus