Успех проекта «регионального консенсуса» усиливает позиции Кабула в диалоге с Кремлем
Москва начала вносить серьезные коррективы в свою афганскую стратегию. В пользу этого говорят некоторые события, имевшие место в августе и связанные, в частности, с деятельностью нового российского посла в Кабуле Дмитрия Жирнова. Кремль, похоже, отказался от многолетней практики фактического бойкота центрального правительства Афганистана, хотя и продолжает пользоваться консультативными и лоббистскими услугами экс-президента этой страны Хамида Карзая.
С 6 мая 2020 года пост чрезвычайного и полномочного посла РФ в Афганистане занимает Дмитрий Жирнов, ранее работавший в российском диппредставительстве в США. Судя по биографии Жирнова, он является специалистом по Китаю и Соединенным Штатам и ранее никогда дипломатическая судьба не заносила его в Афганистан. Можно предположить, что именно наличие американского опыта и связей, а также глубокое знание политического процесса в США как раз и стали главным аргументом в назначении Дмитрия Жирнова в Кабул. Не секрет, что афганская площадка в последние годы в основном использовалась Кремлем для разыгрывания политических многоходовок с Вашингтоном или против него, при этом собственно афганская проблематика выполняла, главным образом, роль экзотических декораций.
В этой связи некоторые эксперты полагали, что Дмитрий Жирнов будет выполнять обязанности высокопоставленного наблюдателя и, одновременно, «офицера связи» между Кремлем и американским представительством в Афганистане в важный период смены афганской стратегии США, вывода американских войск и сомнительных игр Вашингтона с «Талибаном» (организация запрещена в РФ). «Именно это объясняет, почему в качестве нового посла России в Кабуле был избран не востоковед, а американист, - заметил в беседе с «НГ» один из политических наблюдателей. – Никто не ожидал от господина Жирнова особой активности в отношении афганских политиков».
И, действительно, поначалу так и было. В «ознакомительный» период с 6 мая по 11 июня Дмитрий Жирнов вел себя почти точно также, как и его предшественники – придерживался малозаметного образа дипломатической жизни, изредка встречаясь с афганскими политиками, находящимися в оппозиции официальному Кабулу. Все это вполне укладывалось в ставшую уже традиционной российскую линию в отношении Афганистана: по возможности игнорировать афганское правительство во главе с президентом Мохаммадом Ашрафом Гани, «лайкать» его критиков в лице Хамида Карзая, доктора Абдуллы Абдуллы и других представителей бывшего «Северного альянса» и избегать публичной критики в адрес талибов.
Так, например, вручив 20 мая согласно дипломатическому протоколу копии верительных грамот министру иностранных дел Ханифу Атмару и договорившись с ним о «плотном контакте», уже 21 мая Дмитрий Жирнов встретился с главным раздражителем дворца «Арг» (резиденция главы афганского государства – «НГ») экс-президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Тем самым, действующему президенту Ашрафу Гани и его команде был подан вполне отчетливый сигнал, с кем новый российский посол, несомненно, с санкции Кремля, намерен общаться официально, а с кем, что называется, от всей души.
Вручив, опять-таки исключительно по протоколу, 30 мая верительные грамоты президенту Гани, уже 3 июня посол Жирнов встретился с его главным политическим конкурентом доктором Абдуллой Абдуллой, которому Москва почти открыто симпатизировала в ходе последних президентских выборов. А перед этим, 27 мая, Дмитрий Жирнов провел официальные переговоры с бывшим вице-президентом Афганистана Ахмадом Зия Масудом, который, как и доктор Абдулла, не только является одним из лидеров бывшего «Северного альянса», но и относится к числу жестких критиков президента Гани. Стоит ли удивляться, что 7 июня новый российский посол снова пообщался с Хамидом Карзаем, обсудив с ним «ситуацию вокруг мирного процесса в Афганистане».
По подсчетам «НГ», с 6 мая по 11 июня Дмитрий Жирнов провел в Кабуле семь встреч с афганскими политическими деятелями. Среди них – одна протокольная встреча с президентом Гани, по одной встрече с оппонентами главы Афганистана – доктором Абдуллой и Зия Масудом, две встречи с главой МИД Ханифом Атмаром (как минимум, одна сугубо протокольная) и две встречи с Хамидом Карзаем. Таким образом, итоговый счет в политических коммуникациях официального российского представителя в Кабуле составил 3:4 в пользу противников президента Ашрафа Гани.
В четверг 11 июня Дмитрий Жирнов опубликовал в соцсетях свое видеообращение по случаю Дня России и после этого исчез на два месяца. Источники «НГ» в Кабуле утверждают, что посол РФ заразился коронавирусом и срочно отправился на лечение и последующую реабилитацию в Москву. Само российское посольство исчезновение главы дипмиссии никак не комментировало.
Возвращение Дмитрия Жирнова в Кабул стало настоящей политической сенсацией: посла РФ как будто подменили. Начиная со среды 12 августа (примечательно, что, как сообщило российское посольство в Афганистане в своих аккаунтах в соцсетях, на этот день пришелся пик метеорной активности в созвездии Персея), Жирнов выдерживает весьма активный график встреч с афганскими политиками, причем, на этот раз среди них преобладают представители команды президента Ашрафа Гани. Так, 12 августа Дмитрий Жирнов встретился с главой МИД Афганистана Ханифом Атмаром, обсудив с ним подготовку к началу межафганских переговоров. В субботу 15 августа российский посол снова общался с Ханифом Атмаром, приурочив этот разговор к празднованию Дня независимости Афганистана.
В понедельник 17 августа дворец «Арг» ожидала и вовсе настоящая сенсация: Дмитрий Жирнов в ходе встречи с президентом Афганистана Мохаммадом Ашрафом Гани передал ему официальное поздравление президента Владимира Путина в связи с Днем независимости Афганистана. Примечательно, что год назад, когда Афганистан отмечал круглую дату – 100-летие своей независимости – поздравления от российского лидера в Кабуле не дождались. На этот же раз, в своем приветственном адресе доктору Гани Путин выразил не только удовлетворение «дружескими отношениями» между Россией и Афганистаном, но и надежду, что «конструктивное сотрудничество» между двумя странами в различных областях будет «значительно усилено».
Разумеется, столь неожиданный реверанс Москвы в сторону дворца «Арг» требовал балансирующего шага и 19 августа посол Жирнов встретился с Хамидом Карзаем, обсудив с ним подготовку межафганских переговоров, а также поздравив экс-президента с Днем независимости Афганистана. Однако от внимательных кабульских наблюдателей не укрылось, что сделано это было уже после встречи российского посла с президентом Гани и что соответствующего послания от Владимира Путина на этот раз, во всяком случае, публично, предъявлено не было.
В воскресенье 20 августа Дмитрий Жирнов впервые официально встретился с представителем западной коалиции - Старшим гражданским представителем НАТО в Афганистане Стефаном Понтекорво, с которым обсудил перспективы установления мира в стране. Вечером того же дня, как вы уже, очевидно, догадались, Жирнов ужинал с Хамидом Карзаем.
Последняя неделя августа в рабочем графике российского посла в Кабуле была заполнена встречами с членами команды президента Гани: 23 августа – с первым вице-президентом Афганистана Амруллой Салехом, 28 августа – со вторым вице-президентом Афганистана Сарваром Данешем, 31 августа – с министром обороны Афганистана Асадуллой Халедом. В ходе этих контактов российский дипломат обсуждал перспективы двусторонних отношений и запуска межафганских переговоров. При этом Дмитрий Жирнов, конечно, не забывал и о Хамиде Карзае: очередная встреча с ним, на которой обсуждалась ситуация вокруг межафганских переговоров, прошла во вторник 29 августа.
Как видно, после 12 августа характер встреч посла РФ в Кабуле заметно изменился: из его графика полностью исчезли представители оппозиционного «Северного альянса». Приоритетными же собеседниками посла Жирнова, наряду с непотопляемым Хамидом Карзаем, стали руководители афганского правительства: из девяти августовских встреч с афганскими политиками шесть были проведены с членами команды президента Ашрафа Гани.
Судя по статистике контактов посла РФ в Афганистане, его ключевыми собеседниками в Кабуле сегодня являются экс-президент Хамид Карзай и глава МИД Ханиф Атмар: за время работы в Афганистане Дмитрий Жирнов пять раз встречался с Карзаем и трижды с Атмаром. Если интенсивность контактов Жирнова с экс-президентом легко объясняется уверенными позициями Карзая в Москве (он является личным другом и, как говорят злые языки, многолетним деловым партнером спецпредставителя президента РФ по Афганистану Замира Кабулова, который и завел его сначала к Сергею Лаврову, а затем в Кремль), то акцент на общении с доктором Атмаром, очевидно, связан с растущим статусом главы МИД в афганском правительстве.
Можно предположить, что новые коммуникативные приоритеты российского посла в Афганистане связаны с успешной работой Ашрафа Гани и Ханифа Атмара по реализации проекта «регионального консенсуса» - созданию коалиции стран региона в поддержку афганского правительства. Как дал понять самому Дмитрию Жирнову 28 августа вице-президент Сарвар Данеш, Кабулу удалось согласовать позиции всех стран Центральной Азии, Ирана, Индии, Китая относительно недопустимости возрождения проекта «исламского эмирата» талибов.
Другими словами, все эти государства становятся заинтересованными в поддержке правительства Афганистана, выступающего в роли реального политического противовеса агрессивным планам «Талибана». И России, если она не хочет остаться в изоляции, придется присоединиться к этому региональному консенсусу, то есть – изменить свое отношение к центральному афганскому правительству, которое Москва до недавнего времени игнорировала и даже бойкотировала. Очевидно, Кремль это прекрасно понимает, доказательством чего и является августовская корректировка политического поведения российского посла в Кабуле.
Правила комментирования
comments powered by Disqus