В июле миссия ВОЗ побывала в Туркменистане, власти которого уверяют мировое сообщество, что ни одного случая заболевания коронавирусом туркменские врачи не обнаружили.
Похоже, сомневаясь в этоих данных, организация рекомендовала правительству принять такие меры, как будто эпидемия COVID-19 в страну все-таки проникла.
Ашхабад на такое предложение согласился. Во-первых, ВОЗ подсказала отличный способ начать борьбу с распространением болезни без необходимости ее признания. Во-вторых, прослыть ковид-диссидентом во время поисков иностранных инвестиций довольно рискованно.
Меры как будто были приняты: на население надели маски, за ношение которых до этого штрафовали, по городу расклеили объявления о необходимости соблюдать безопасную дистанцию, закрыли магазины, рестораны и другие места массового скопления людей, приостановили движение поездов, а самолетами разрешили летать только при наличии справки, которую необходимо получать не позднее, чем за три дня до вылета.
Впрочем, рекомендации международных организаций Туркменистан традиционно выполняет не полным пакетом, а выборочно, игнорируя или избирательно применяя те или иные неудобные пункты. Очевидно, что ожидаемого результата можно добиться лишь следуя продуманной программе, в которой каждая часть является составным звеном общего механизма. Плохая идея – снять с автомобиля руль или колесо и пытаться доехать на нем в светлое будущее, но именно это происходит сейчас в Туркменистане.
Так же, как и в случае с рекомендациями МВФ, которым правительство следует лишь отчасти и в итоге экономика продолжает задыхаться от низких цен на углеводороды и отсутствия инвестиций, ограничения, введенные для борьбы с коронавирусом, лишь усугубляют эпидемиологическую и экономическую ситуацию, вместо того, чтобы облегчить их.
Избирательность в соблюдении введенных ограничений наблюдается в Туркменистане на всех уровнях: от президента до иностранных дипломатов, от магазинов и ресторанов до школ и общественного транспорта.
Президент
Впервые маску президент Гурбангулы Бердымухамедов надел в июле, в день брифинга экспертов ВОЗ по итогам визита в Туркменистан. С того момента маска на лице главы государства то появляется, то исчезает без видимой последовательности. Он может быть в маске находясь в одиночестве на рыбалке, прогуливаясь с алабаем, катаясь на коне или велосипеде, но это не четкое правило. Иногда он может быть верхом на коне или кататься на велосипеде, но уже с открытым лицом.
При этом, в присутствии других людей, маски на лице Бердымухамедова может и не быть. А может и быть.
Чиновники
Предсказать, будут ли в масках чиновники на встрече с президентом, также невозможно. В помещении проходит совещание или на открытом воздухе, значения не имеет.
В концертных залах или стоя на улице на торжественных мероприятиях работники госорганов выстраиваются в шашечном порядке на идеально вымеренном безопасном расстоянии друг от друга. Выступающие танцоры и артисты, однако, масок не надевают и дистанцию не соблюдают, а сами чиновники войдя в здание о необходимости дистанцирования забывают.
Дипломаты
Туркменская неопределенность сказывается и на иностранных дипломатах. Например, в июле посол Франции Франсуа Делаус опубликовал фото в Facebook, на котором он и его коллеги из других стран были в масках. В подписи к фото говорится, что в резиденции прошел ужин и все присутствовавшие прилежно соблюдали правила дистанцирования.
Впоследствии посол неоднократно публиковал фотографии с гостями. Масок на дипломатах уже не было и дистанция не соблюдалась.
Иностранные делегации
В связи с приостановкой международных авиаперелетов иностранные гости реже прилетают в Туркменистан. Но даже после закрытия границ Бердымухамедов встречался с бизнесменами, послами и делегацией из Казахстана. И если, судя по сообщению в Твиттере посла Великобритании Хью Филпотта, дипломаты, приезжающие в Туркменистан должны самоизолироваться на две недели, то для бизнесменов обязательное следование этим правилам маловероятно.
В то же время Бердымухамедов отказался ехать на парад в честь Дня победы в Москву именно под предлогом необходимости провести две недели в изоляции после поездки.
Говоря о зарубежных гостях, стоит обратить внимание на делегацию Казахстана во главе с премьер-министром Аскаром Мамином. Масок не было ни на казахском премьере во время встречи с Бердымухамедовым в Ашхабаде, ни на других членах делегации на переговорах с туркменскими чиновниками. Однако как минимум некоторые участники переговоров со стороны Казахстана одноразовые маски голубого цвета с собой взяли, их можно разглядеть на столе на фотографиях и кадрах телерепортажа, только надевать их делегаты по неизвестным причинам не стали.
На фотографиях с различных мероприятий и встреч в Казахстане, опубликованных на сайте пресс-службы Мамина, можно увидеть, что маски надевают все: премьер, его окружение, президент Касым-Жомарт Токаев и даже Елбасы Нурсултан Назарбаев.
Рестораны
Не следуя своим же правилам и ограничениям руководство страны подает плохой сигнал чиновникам низшего звена и представителям силовых и правоохранительных органов, работающим непосредственно с населением. Если вышестоящее начальство нарушает правила, то можно и другим, особенно если на этом можно заработать.
С июля в стране введены запреты на работу ресторанов и кафе, спортивных залов, театров, музеев, парков развлечений и салонов красоты. Неделю назад эти ограничения продлили до 15 октября.
Несмотря на это, по данным корреспондентов «Хроники Туркменистана», большое количество заведений продолжает работать.
Например, в парке «Ашхабад» находится популярный среди состоятельных людей ресторан с караоке-баром «Мукам». Несмотря на то, что парк для посетителей закрыт, ресторан продолжает работать без ограничений. Чтобы получить возможность зарезервировать там столик, необходимо внести 1500 манатов ($428,5 по госкурсу или $64 по курсу «черного рынка»). За эту сумму клиент получит столик на четверых с базовым набором еды и напитков. Остальное можно заказать за дополнительную плату.
Открыт и расположенный на проспекте Героглы ресторан «Кумуш ай», который пользуется популярностью у иностранцев. Посетителей здесь очень много, поэтому места нужно резервировать заранее. Каждую ночь до 4-5 утра здесь звучит живая музыка и проходят танцевальные шоу.
Владельцы заведений общепита, у которых нет связей или денег на дачу взяток, вынуждены работать только на вынос, но особой популярностью у населения эта услуга не пользуются. Некоторые рестораторы пытались работать, впуская постоянных посетителей через заднюю дверь, но многие отказались от этой затеи после того, как получили штрафы.
Предприниматели возмущаются, что им не предоставили налоговых послаблений, права отсрочки уплаты взноса за аренду помещений или какой-либо другой поддержки от государства, поэтому большое количество ресторанов и кафе закрылись навсегда.
Магазины
Похожая ситуация сложилась и с магазинами. Несмотря на то, что работать сейчас имеют право лишь продуктовые магазины и аптеки, Министерство текстильной промышленности за последние три месяца открыло уже 10 новых магазинов.
Более того, судя по кадрам телерепортажа, как первые посетители, так и работники магазина во время их торжественного открытия были без масок.
В это же время владельцы частных магазинов вынуждены работать тайком. По информации корреспондентов ХТ, при входе на базар или торговый центр к покупателям подходят люди. Они интересуются, какой товар нужен и отводят клиента в соответствующий «закрытый» магазин.
Включать свет нельзя, поэтому товары покупатели рассматривают при помощи фонариков мобильных телефонов. Таким образом на рынках «Оптовка», «Чандыбиль», «15 лет Независимости» продают одежду, бытовую технику другие товары.
Продавцы рассказывают, что другого выбора у них нет. Торговать им запретили, а арендную плату владельцы рынков и торговых центров все равно требуют, угрожая в случае просрочки платежа выкинуть весь товар.
– У меня помещение площадью 6,5 квадратных метра, за которое я должен ежемесячно платить более 3000 манатов. Помещения в новой части рынка стоят еще дороже. Я и все мои знакомые вынуждены нарушать запреты и продавать товары тайком. Администрация базара закрывает на это глаза, хотя и предупреждает, что в случае чего ответственность ляжет на нас, – рассказал журналисту ХТ один из владельцев частных магазинов оптового базара «15 лет Независимости»
Соблюдение дистанции, школы и транспорт
По Ашхабаду развешаны плакаты, призывающие граждан соблюдать безопасную дистанцию. Но на них мало кто обращает внимание. В очередях перед банкоматами, продуктовыми магазинами или в городском транспорте соблюдать это требование невозможно.
Не готовы к новым требованиям оказались и школы. Количество учеников в классах и длительность уроков предписали сократить, но новый учебныйого план не был разработан. Учеников из одной переполненной школы направляют в другую, а потом возвращают назад.
Неопределенность и хаос привели к международному скандалу после того, как родители ашхабадской школы №64 устроили спонтанную акцию протеста, узнав о закрытии русского отделения школы.
Сначала в ситуации попыталось разобраться российское посольство в Ашхабаде. Его запросы туркменская сторона проигнорировала, после чего ноту в Туркменистан направил уже МИД РФ.
Убивая людей и экономику
Ограничительные меры для остановки пандемии коронавируса и снятия нагрузки с системы здравоохранения степени вводят все страны мира. Как правило, перед правительствами стоит выбор – спасти людей или экономику. Оптимальной стратегии не существует, каждое государство пытается самостоятельно нащупать баланс и попытаться замедлить распространение COVID-19 с наименьшими потерями для экономики.
Изучив ситуацию в Туркменистане, можно уверенно сказать, что принятые меры положительного эпидемиологического эффекта не оказывают. Со спасением людей власти не справились, независимые СМИ регулярно сообщают о новых погибших, а вот уничтожение экономики проходит весьма успешно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus