25 сентября в Туркменистане была принята новая, уже девятая редакция Конституции.
Текст закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Туркменистана» был опубликован в газете «Нейтральный Туркменистан» от 26 сентября 2020 года.
Всего была удалена, изменена или добавлена 31 статья (включая подстатьи) из 142. Большая часть изменений были техническими – были заменены названия парламента Меджлис на Милли Генгеш (Национальный Совет).
«Хроника Туркменистана» собрала все изменения, о которых говорится в законе и вставила их в текст Конституции редакции 2016 года, опубликованной на сайте министерства адалат (юстиции).
Ознакомиться с ней в формате pdf можно по ссылке.
Измененные статьи выделены красным цветом. Для наглядности были сохранены как старые версии текста, так и измененные.
Самые важные изменения касаются реформы парламента, который теперь будет двухпалатным. Верхняя палата будет называться Халк Маслахаты, а нижняя – Меджлис.
Изменений при формировании Меджлиса нет. Он, как и прежде, будет состоять из 125 депутатов, которые будут избираться на пять лет по избирательным округам.
Халк Маслахаты будет состоять из 56 членов. Восемь из них будут назначаться президентом. Еще по восемь будут представлены от каждого из пяти велаятов и города Ашхабада. Они будут избираться «тайным голосованием на заседаниях местных халк маслахаты».
Полномочия однопалатного парламента были поделены. Теперь свое согласие на назначение Председателя Верховного суда Туркменистана, Генерального прокурора Туркменистана, Министра внутренних дел Туркменистана, Министра адалат Туркменистана должен дать Халк Маслахаты. В то время как Меджлис утверждает кандидатуру Уполномоченного представителя по правам человека.
Помимо этого, Халк Маслахаты решает вопросы о проведении референдумов, одобряет или отклоняет законы, принятые Меджлисом, утверждает госбюджет, принимает решения о награждении и присвоении званий президенту Туркменистана.
Также было введено понятие «экс-президент». Так, каждый из бывших глав государства будет автоматически получать место в Халк Маслахаты.
Это может показаться неожиданным, так как в итоге предыдущей конституционной реформы в 2016 году был отменен возрастной ценз для кандидатов на пост президента, что дает возможность Гурбангулы Бердымухамедову переизбираться неограниченное количество раз. Учитывая результаты предыдущих выборов (89% в 2007 году, 97,14% – в 2012 и 97,69% – в 2017), можно предположить, что действующий президент рассматривает возможность в будущем добровольно оставить свой пост.
В 78-й статье говорится, что срок полномочий депутатов Меджлиса и членов Халк Маслахаты ограничен пятью годами. Будет ли это ограничение касаться бывших президентов – неясно.
Эксперты считают, что с помощью конституционной реформы Бердымухамедов готовится передать власть сыну Сердару, а сам займет место в Халк Маслахаты. По другой версии, напротив предполагалось, что Сердара могут избрать на пост председателя верхней палаты (согласно статье 80 избирается самим Халк Маслахаты), которому, согласно новой Конституции, будут переданы полномочия президента, в случае недееспособности первого лица государства.
Однако, после публикации закона стало известно, что «лицо, исполняющее обязанности президента Туркменистана, не может быть выдвинуто кандидатом на пост президента», что ставит под сомнение эту версию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus