Чем отличалась от нынешней советская водно-энергетическая сетка региона, и почему именно вопросы «воды» и «электричества» стали ключевыми для судьбы современной Центральной Азии – Сергей МАСАУЛОВ
Испокон веков в Центральной Азии благополучие народов, населяющих регион, зависело от воды. Возможность своевременного полива полей в засушливом и жарком климате выглядела как основная задача для любых государственных объединений. - в материалах ia-centr.ru
Поддержание в рабочем состоянии ирригационной системы всегда было главной целью государственного аппарата любого политического объединения в Центральной Азии. Поэтому катастрофы, включая антропологические, здесь были всегда связаны с масштабным вторжением чужеземцев, разрушающих ирригационную систему, то ли для того, чтобы взять измором крупные города, то ли потому, что ирригация никак не совпадала с их собственным представлением об организации жизни.
Таким образом, страны Центральной Азии всегда тяготели к такому крупному политическому образованию, которое способно поддерживать в рабочем состоянии ирригационную систему региона. Это культурно-историческая предпосылка сплачивания стран в согласованное и совместное объединение усилий по обеспечению жизненной энергии.
Факторы «жизни» и «войны» для региона
В промышленный период истории к воде добавился еще один стратегический фактор, от которого зависела жизнедеятельность местных народов – наличие электроэнергии, вместе с «кровью» индустрии в виде углеводородов.
Особенно важными стали гидроэнергетические проекты, и необходимость согласования позиций по их использованию, ведь электроэнергию надо распределять, и нельзя «складировать». Договороспособность стала третьим стратегическим фактором обеспечения жизнедеятельности.
В то же время, период более чем в 20 лет с момента провозглашения независимости стран Центральной Азии характеризовался в большей мере нарастающим противостоянием, и конфликтами, в центре которых оказывались водно-энергетические объекты и – шире – проекты энергетики, включая углеводородные ресурсы и их использование.
Отголоском того периода являются разного рода действия, ущемляющие интересы сторон.
Общая сетка – общее достояние
Ситуация с электроэнергетикой в странах Центральной Азии с момента провозглашения независимости остается сложной, а главное, чреватой конфликтами. Объединенная энергосистема центральноазиатских республик (ОЭС ЦА) в период Советского Союза являлась частью ЕЭС СССР, включало в себя ГЭС, ТЭС, ГРЭС, высоковольтные ЛЭП и ПС энергосистем:
- Казахстана (южная часть),
- Узбекистана,
- Кыргызстана,
- Таджикистана.
Базовую электрическую нагрузку ОЭС ЦА обеспечивали: в Казахстане – Алматинская ТЭЦ, Джамбульская ГРЭС, Чимкентская ТЭС; в Узбекистане –Ташкентская ТЭС, Ново-Ангренская и Сырдарьинская ГРЭС; в Кыргызстане – Бишкекская и Ошская ТЭЦ.
Пиковые нагрузки ОЭС ЦА покрывались работой каскада Нарынских ГЭС Кыргызстана по схеме замещения по кольцу ВЛ 500 кВ от ПС Токтогульская через ПС:
- Лочин (Узбекистан);
- Узловая (Таджикистан);
- Ташкент (Узбекистан);
- Чимкент и Джамбул (Казахстан);
- Фрунзенская (Кыргызстан).
Однако после распада СССР объединенная энергосистема ЦА фактически перестала функционировать. Она стала разбалансированной из-за противоречивых интересов соседних республик по водно-энергетическим вопросам.
Конфликты на водной почве
Водно-энергетические взаимоотношения стран Центральной Азии, всегда неразрывно и вместе, определяли политику в этом регионе, который в климатическом смысле, а также как регион мог сохраниться только при наличии водно-энергетического баланса. Таким образом, экономическое развитие и успех всех концепций развития стран ЦА существенно зависит от стратегии обеспечения этого баланса.
Современная ситуация по вопросам распределения и использования трансграничных водных ресурсов позволяет зафиксировать следующие факторы, вокруг которых сегодня разворачивается дискуссия в даже на уровне принятия решений в правящих классах стран региона:
А. взаимоотношения между Кыргызстаном и Таджикистаном как странами, где расположены истоки крупных рек региона и 3 странами низовья бассейнов рек Амударья и Сырдарья;
Б. интересы Афганистана в процессе вододеления;
В. институциональные механизмы и нормативно-правовая база;
Г. природно-климатический фактор;
Д. геополитика стран в регионе ЦА.
Водно-энергетические споры между странами региона периодически приобретают конфликтный характер. В основе спора лежат интересы основных пользователей по поводу контроля и распределения ресурсов, которые являются определяющими в экономиках государств Центральной Азии.
Вместе с тем, проводимая руководствами стран ЦА политика выработки стратегических целей привела к тому, что акценты были смещены в политическое поле борьбы за распределение ресурсов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus