В конце сентября в Москве состоится международная конференция: «Евразийский экономический союз в условиях пандемии COVID-l9, реалии, проблемы и перспективы интеграции». Это третье за год крупное мероприятие по интеграции в ЕАЭС, проводимое посольством КР в РФ
Как сообщил источник в посольстве, основной целью конференции станет обмен наработками, которые позволят стабилизировать ситуацию в Евразийском экономическом союзе, а также выработка договоренностей о соблюдении общих правил и требований по борьбе и профилактике COVID-l9.
Участники проанализируют влияние пандемии на интеграционные процессы внутри ЕАЭС и обменяются актуальной информацией, необходимой для принятия ряда важных государственных решений. Для участия в форуме приглашены видные политики, ученые и общественные деятели государств-участников объединения: Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России.
«По итогам форума будет создана рабочая группа, которая консолидирует информацию стран ЕАЭС и подготовит пакет предложений по ликвидации пандемии и минимизации ее последствий», - сообщили в посольстве.
28 сентября состоялась встреча президентов Кыргызстана и России Сооронбая Жээнбекова и Владимира Путина. Лидеры государств обсудили актуальные вопросы дальнейшего развития российско-кыргызского стратегического партнерства и союзничества. Особое внимание уделялось сотрудничеству в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, а также перспективам углубления интеграционных связей на евразийском пространстве.
Но что мы имеем?
Однако, несмотря на все разговоры на высоком уровне, Кыргызстан до сих пор не может выйти на общий рынок ЕАЭС, тт.е. кыргызские товары элементарно не могут пройти границу союзных государств в соответствии с правилами и положениями об открытии таможенной границы.
Далее, в условиях пандемии, кажется, интеграционные процессы ослабились. Лишь трудовые мигранты давали о себе знать. Границы были закрыты, многие предприятия долгое время не работали. Да и мигранты, заработки которых составляли немалую часть дохода Кыргызстана, также остались сами по себе.
Принимающие страны: Россия и Казахстан, практически ничего не сделали для помощи мигрантам. Лишь посольство Кыргызстана и группы волонтеров работали и помогали соотечественникам. Так что, интеграция в рамках Евразийского союза, о которой так много говорилась, фактически не сработала.
Таможня не дает добро
Особое внимание нужно уделить таможенным правилам, введенным в ЕАЭС. Эти правила настолько непонятны и запутанны, что лишь самые сильные и настойчивые производители могут через них пробиться.
Между тем, в Кыргызстане таких крупных и сильных производителей практически нет. Как правило, производством занимаются мелкие частные компании. Бурно развивается лишь швейная промышленность. Кыргызская швейная продукция уже продается в крупных городах России, но пока только на рынках. В целом производителей устраивает такое положение дел, но крупные компании хотели бы выйти на более цивилизованный рынок.
В сельскохозяйственном производстве большинство товаров сезонные: овощи, фрукты, но производство мелкое, и крупных партий не набирается. К тому же, мелкие производители не могут преодолеть те трудности, которые возникают при пересечении границы Казахстана и России. Даже если груз прошел через кыргызско-казахстанскую границу, то вот на российско-казахстанской его обязательно остановят и развернут.
Потому сельхозпродукция в Кыргызстане по смехотворно низким ценам скупается посредниками из соседних государств, в частности узбекскими и казахскими, и потом вывозится крупными партиями в разные страны, в том числе в Иран и Саудовскую Аравию. В общем, несмотря на разговоры об интеграции, нас в Россию еще не пустили.
Правила рынка труда могут измениться тоже?
В России вырабатывают новый закон о приеме трудовых мигрантов. Эксперты к нему относятся скептически. По словам юриста Валентины Чупик, непонятно, какими будут новые правила, и никто не может предсказать последствий. Изменения в законе затронут множество кыргызских граждан в России, живущих часто семьями с детьми. Если с узбеками и таджиками более или менее все ясно, их страны в ЕАЭС не входили и им ничего особенного никогда не обещалось, то вот нам обещали равные права.
Трудовая миграция была и остается пока что единственной нитью, связующей Кыргызстан с ЕАЭС. Кыргызские граждане вытерпели немало за пандемию, в которой власти вдруг забыли про интеграцию и заставили кыргызов жить в палатках и автомобилях на закрытой границе, а кыргызских дипломатов заставили чуть ли не умолять открыть коридор для проезда граждан Кыргызстана на родину. Хотя сделать это можно было сразу и достаточно легко. Теперь, какие будут новые правила трудовой миграции? Если они станут ущемлять граждан Кыргызстана уже не фактически, как происходило и происходит, а законодательно, то это фактически будет развал и провал интеграции в ЕАЭС.
Кыргызские товары таможенную границу (которую должны были снять) пройти не могут, кыргызских граждан в России всячески притесняют, ущемляют и обкрадывают работодатели и полиция, в пандемию власти отнеслись к ним практически наплевательски. Что у нас тогда фактически остается от интеграции на Евразийском экономическом пространстве? Одна голая декларация? Так ею сыт не будешь.
В этом конечно, есть вина не только наших партнеров, которые, видимо из ощущения, что Кыргызстан – партнер слабый и за свои интересы не всегда может постоять, явочным порядком ввели ущемляющие правила, но и вина нашего правительства и чиновников, которые фактически ничего не сделали для изменения положения.
Интеграцию в ЕАЭС народ сделал сам, пошел, поехал и сделал, так что чиновникам приходится теперь следовать за народом. Но теперь и народу стали мешать закрытиями границ, невыплатами зарплаты, отсутствием легализации по месту пребывания и вот теперь какими-то неясными новыми правилами.
Может быть, все-таки, новый парламент и выбранное им правительство Кыргызстана займется этим вопросом всерьез?
Правила комментирования
comments powered by Disqus