Движение салафитов в Казахстане зародилось в начале 1990-х годов и было обусловлено принятием закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Также на распространение салафизма повлияла казахстанская молодёжь, получившая религиозное образование за рубежом.
Термин «салафиты» в современном Казахстане считается очень расплывчатым и так себя может назвать практически кто угодно. Из-за этого является затруднительным запретить столь трудно определимое течение. Иногда те, кого именуют «салафитами», предпочитают называть себя «настоящими» или «молящимися» мусульманами в противовес мусульманам «этническим».
Из-за неприятия салафитами официального духовенства в лице Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) продолжается открытый конфликт между ДУМК и силовыми органами — с одной стороны и салафитами — с другой.
В 2017 году заместитель председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Нургали Билисбеков на заседании Правительства назвал салафитов «основой для формирования новых радикальных групп» и «социальной базы для распространения экстремистской идеологии». По его словам, за годы реализации программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму адресной профилактикой охвачено 90,7 % последователей «нетрадиционных религиозных течений», 70 салафитских лидеров и активистов были склонены к «лояльному отношению к ценностям казахстанского общества».
По мнению заместителя председателя Комитета национальной безопасности Нургали Билисбекова запрет течения «салафизм» пока не рассматривается в Казахстане, так как это не организация, а взгляд на религию. В зонах конфликта находятся не только приверженцы деструктивных религиозных течений, но и традиционной религии, отметил он.
Однако с началом боевых действий против ИГИЛ на ближнем востоке, многие салафиты не просто уехали помогать братьям по вере создавать «новый халифат», но и превратились в настоящих вербовщиков на территории Средней Азии. Именно из-за их влияния молодые люди знакомые с салафизмом, исповедующие его идеи или просто имеющие в окружении знакомых приверженцев религиозного течения стали переходить на сторону экстремистов. Со слов казахских работников правоохранительных органов наибольшему влиянию подвергаются молодые девушки, которые выходят замуж на салафитов.
Корреспондентам издания Северный Казахстан удалось провести беседу с одной бывшей салафиткой, которая рассказала о своей жизни в колонии, при условии что не будет названо ее настоящее имя из-за опасений возможной мести со стороны радикальных мусульман.
«– Жила в Уральске, влюбилась в парня. Я тоже была верующая, но намаз не читала. В 2009 году мы поженились. Я надела хиджаб, стала читать намаз. Муж учил меня основам ислама и говорил, что те, кто не читает намаз, – это кафиры, заблудшие. Постоянно говорил, что нужно ехать в Сирию, помогать братьям, которые воюют за веру. Я родила двоих сыновей. Вся наша жизнь сводилась к тому, что мы фанатично следовали словам салафитских шейхов. В 2013 году уехал муж, потом потребовал, чтобы и я с детьми приехала. Он говорил, что там Исламский халифат и прекрасная жизнь. Когда мы приехали, я увидела шокирующую картину. Никакого братства. Люди делились на группировки по национальностям, враждовали между собой. Даже воевали друг против друга. Нет там истинного ислама! Там чудовищные условия и жить невозможно».
В связи со сложившейся ситуацией КНБ была инициирована гуманитарная операция «Жусан», в ходе которой из зон боевых действий в Сирии на родину было возвращено около 1500 казахстанцев , в том числе женщины и дети.
В настоящее время вся деятельность по привлечению людей в экстремисткие группировки жестко пресекается, в том числе и в Интернете. Однако запретить салафизм невозможно, так как в нем не наблюдается организованной структуры и центров управления. Тем не менее приверженцы данного религиозного течения умеют объединять вокруг себя людей и даже привлекать их для участия в боевых действиях на территории которая никогда не была им родной.
Таким образом, если у салафитов появится ярко выраженный единый для всех последователей лидер и четко организованная структура, то вполне возможно, что они станут той силой, которая будет действовать вопреки государственным интересам Казахстана и национальной безопасности. По мнению руководителя отдела по делам молодежи Духовного управления мусульман Казахстана последователи салафизма ставят свои идеи и ценности выше национальных традиций и культурно-духовных ценностей, противоречит Корану и хадисам.
Правила комментирования
comments powered by Disqus