Пришедшие в конце ноября холода как лакмусовая бумажка проявили ту катастрофическую ситуацию, которая сегодня сложилась в обеспечении населения страны газом. Несмотря на бодрые заявления ответственных организаций, что всего 4% потребителей испытывают проблемы с газом, соцсети полны историй о том, как люди замерзают, и криков о помощи, которых, почему-то никто не слышит, пишет колумнист Podrobno.uz Денис Довлатов.
Здесь стоит сразу определиться с цифрами. Казалось бы, всего 4 процента потребителей испытывают проблемы с газом. Но это огромная цифра. В стране, по данным "Худудгазтаъминот", сейчас 3,7 миллиона потребителей пользуются природным газом. Потребитель – это не один человек, а точка, то есть за ней может быть скрыта большая семья, замерзающая, например, в Андижане. Четыре процента из них – это свыше 140 тысяч точек и бог знает сколько людей. И эти данные – на пятницу, 20 ноября. А сейчас ситуация очевидно стала хуже, так как холода продолжают наступать.
Два главных вопроса, которые никто не спешит задавать, – кто виноват и что делать. С первым в принципе все понятно. Компания "Узтрансгаз" отвечает за доставку "голубого" топлива по магистральным газопроводам до точек распределения. Здесь его принимает "Худудгазтаъминот", который отвечает за непосредственную работу с гражданами, проверку оборудования и внутридомовые сети.
Вчера "Худудгазтаъминот" выпустил сообщение, показавшее основные болевые точки проблемы. Главная из них – отсутствие давления в магистральных газопроводах, то есть достаточное количество газа просто не доходит до точек распределения.
Получается сейчас "Узтрансгаз" не может обеспечить необходимое давление в магистральных газопроводах, чтобы газ шел в дома узбекистанцев. Почему это происходит? Причины всего две – неготовность оборудования работать в такие холода, его техническая и технологическая отсталость, а также банальное отсутствие газа в ПХГ (подземных хранилищах газа).
То, что в стране есть проблемы с добычей мы уже писали не раз. По данным Госкомстата, за 10 месяцев 2020 года в стране добыча газа упала примерно на 9,6 миллиарда кубометров. За январь-октябрь этого года было добыто 40,4 миллиарда кубометров газа, а за аналогичный период прошлого года – 50,1 миллиарда кубометров.
Интересный факт – еще в середине года ответственные сотрудники Минэнерго заявляли, что Узбекистан воспользуется ситуацией с тем, что экспорт "голубого" топлива в Россию был полностью остановлен, а в Китай – сокращен, и заполнит ПХГ "по самое не могу". В результате получилось то, что получилось.
Косвенно проблемы с объемом газа в хранилищах подтверждает и карта регионов, где происходят отключения, которую привел "Худудгазтаъминот". Сейчас от нехватки страдают махалли в трех областях Ферганской долины, самая сложная ситуация в Андижанской области. Но в чем ирония – именно в этой области расположено крупнейшее в стране подземное газохранилище – Ходжаабад. Тогда в чем же проблема, если, как утверждают чиновники, оно заполнено – дайте газ людям.
Сложность ситуации в нефтегазовой сфере подтверждают и экстренные переговоры с российской стороной по выделению кредитов под программу добычи нефти и газа. "Узбекнефтегаз" уже подписал договор об открытии кредитной линии на 40 миллионов евро с госкорпорацией ВЭБ.РФ, а также планирует получить еще 650 миллионов долларов.
Другой важный факт – Минэнерго вчера выступил с заявлением, в котором объяснил, что отключения бизнеса от газа с 1 ноября не имеют никакого отношения к объемам добычи.
"Ограничения вводятся исключительно из-за значительного увеличения потребления энергоресурсов с наступлением холодов, особенно в определённые "пиковые" периоды суток, которое может привести к нарушениям технологического режима эксплуатации газопроводной системы", – сообщили в министерстве.
Действительно, согласно данным "Худудгазтаъминот", в стране из-за холодов суточное потребление газа увеличилось с 46 до 70 миллионов кубических метров (на 50%).
И здесь опять вопросов больше, чем ответов. Получается, что система была просто не готова к такой нагрузке? А ведь о том, что в этом году будет холодная зима, говорили еще в конце лета, эта ситуация обсуждалась на совещаниях у президента. А почему предпринимателей стали отключать именно в этом году, если такая возможность была прописана с 2018 года? Все-таки есть проблема с добычей?
В этой ситуации остается пожелать всем нам тепла и скорейшего наступления весны. Ведь надежда у нас только на это, и, возможно, на прокуратуру, которой, наверное, стоит проверить состояние нефтегазового хозяйства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus