В понедельник большая часть отечественных СМИ как по команде и под копирку отписались о том, что Beeline по решению суда начал возмещать 20-миллиардный ущерб, причиненный абонентам навязыванием услуги «Будь в курсе» с августа 2019 года. Вернуть деньги клиентам сотовую компанию принудило Агентство по защите прав потребителей.
Схема проста и постыдна, как любой «токсичный» доход: сначала сотовый оператор самовольно подключает миллионам абонентов какую-либо услугу на так называемый бесплатный промо-период. Затем делает SMS-рассылку, в которой сообщает, что в случае, если «уважаемый клиент» не хочет продлевать пользование услугой, то ему надлежит самостоятельно отключиться от нее, введя определенный код. А вот если он этого не сделает, то с определенного дня сервис станет платным, и с него ежедневно будет списываться определенная сумма (например, 240 сумов).
Ну а поскольку SMS-сообщения от операторов проходят для большинства людей по категории «спам», и читает их максимум 5% получателей, то за непрошеную услугу в один прекрасный день начинают одновременно платить миллионы наивных обывателей, пополняя бюджет нечистоплотных дельцов.
Блестящая схема, вполне достойная уголовных дел, возбужденных как против самой компании, так и против отдельных ее руководителей. Жаль только, что два человека, стоявшие у истоков схемы по выкачиванию десятков миллиардов из карманов граждан Узбекистана, успели уже покинуть территорию страны. Речь о директоре по маркетингу Хилоле Каримбаевой, которая при первых признаках интереса к махинациям со стороны АМК срочно отбыла в Канаду, и о генеральном директоре Сергее Афонине, днями ранее вылетевшем в Россию. Об этом прямо заявляют источники в ООО Unitel:
«Непонятно, почему вешают всех собак на компанию, когда есть три конкретных виновника? Приказ об изменении условий «Будь в курсе» от 23 августа 2019 года инициирован финансовым директором Юрием Декабревым и подписан Сергеем Афониным, а контроль за исполнением возложен на Хилолу Каримбаеву. Юристы, например, до последнего сопротивлялись, и даже прокуроры, которые изучают документы, видели, что есть комментарии от юристов о том, что дело пахнет навязыванием услуг и большими рисками. Но никто не хотел нас слушать, все хотели сорвать куш любой ценой».
Эта информация подтверждается и публичным выступлением самой Каримбаевой, летом 2019 года (в связи с волной негодования потребителей в соцсетях) опровергавшей факт навязывания услуги «Будь в курсе» и настаивавшей на том, что такая практика – в порядке вещей по всему миру.
А коль скоро это отнюдь не единственное уголовное дело против Beeline, в голландском офисе материнской компании VEON почуяли, что дело пахнет керосином. Штраф по кейсу Beeline и Via Mobi вполне может оказаться на порядок больше 20 миллиардов сумов, да и тюремные сроки там прогнозируются вполне реальные. Так что реакция последовала на самом высоком уровне: на этой неделе ожидается визит в Ташкент главного исполнительного директора VEON Каана Терзиоглу и его советника Бориса Тадича – бывшего президента Сербии, «прославившегося» окончательным развалом Югославии с отделением Черногории.
По достоверной информации перед делегатами VEON стоит задача договориться с властями республики о том, чтобы замять по-тихому претензии к своей узбекской «дочке». Для этого, как сообщают в компании, запрошена встреча с вице-премьером Джамшидом Кучкаровым.
«Ну да, будут, как раньше, пытаться договориться по-свойски. Мол, никому не нужен уголовный скандал, даже если менеджеры компании реально виноваты. Станут пугать ухудшением инвестиционного климата, вспомнят кейс с Гульнарой Каримовой. Могут даже пообещать увеличить расходы на благотворительность. Только это наверняка кончится пшиком: после мартовской встречи Терзиоглу и Тадича с тем же Кучкаровым мы вместо послаблений получили налоговые претензии почти на 200 миллиардов. Этот вопрос тоже наверняка попытаются поднять, но еще вообще далеко не факт, что «веоновцев» в принципе примет кто-то из правительства», – говорит источник редакции в руководстве Unitel.
В самом деле, на фоне продолжающихся уголовных разбирательств встречи министров с учредителями потерявшей берега сотовой компании могут выглядеть как попытка договориться за спиной у следствия и покушение на прерогативы Генпрокуратуры. Зато у господина Терзиоглу всегда остается возможность попробовать «решить вопрос» через столичного градоначальника, с которым у главы VEON давно установились самые теплые отношения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus