Из-за пандемии и выборов в США страны Центральной Азии временно «выпали» из зоны активных действий великих держав, утверждает историк и политолог Булат Султанов. Но это не надолго, потому что наш регион имеет слишком важное геополитическое значение. Уже скоро нами снова займутся всерьез.
Пандемия проверяет на прочность весь мир
— Булат Клычбаевич, сейчас утверждают, что коронавирус чуть ли не полностью изменил мир. Коснулось ли это и нас?
— Коронавирус оказал существенное влияние на мировое сообщество. Отношения между странами стремительно переросли в форматы «мой дом — моя крепость» и «каждый сам за себя».
Самыми поразительными стали отношения между членами Евросоюза, особенно в начале пандемии, которые фактически отгородились друг от друга пограничными и иными барьерами. Пример в этом «отгораживании» показали США, закрыв свою территорию сначала от стран членов ЕС, а затем и от Канады.
Государства — члены Евросоюза довольно неохотно откликнулась на отчаянные просьбы Италии, оказавшейся в эпицентре пандемии, предоставить ей необходимую медицинскую помощь, включая поставки медоборудования — аппараты искусственной вентиляции легких, тест-системы, защитные маски и пр.
Не вызвала особого удивления у членов Европейского Союза жесткая позиция Германии. Правительство этой страны запретило экспорт защитных масок в другие страны-члены Евросоюза. Ранее Брюссель заявил о запрете вывоза за пределы ЕС медикаментов и оборудования для лечения коронавируса.
Диаметрально противоположный характер отношений продемонстрировали члены другой организации – Шанхайской организации сотрудничества.
Россия и Китай с самого начала сотрудничали с Казахстаном в преодолении пандемии
Таким образом, в условиях, когда коронавирус проверяет на прочность не только стабильность суверенных государств, межгосударственные отношения, но и конструкции международных и региональных организаций, казахстанско-российские союзнические отношения продемонстрировали свою прочность и надежность.
Политика великих держав в Центральной Азии после пандемии
— Но пандемия же когда-нибудь закончится. И что тогда делать, на кого ориентироваться?
— Из стран Центральной Азии только Казахстан граничит с двумя державами — Россией и Китаем, причем граница с Россией самая протяженная в мире. Поэтому неудивительно, что для нашей страны, в отличие от других стран региона, приоритетными внешнеполитическими векторами являются Россия и Китай
Для РФ Казахстан имеет стратегическое значение, прикрывая ее от различных угроз и вызовов с южного направления. Наиболее реальная угроза — проникновение исламских боевиков из Афганистана на территорию государств Центральной Азии. А далее — в Поволжский и Кавказский регионы России. Сейчас они накапливаются на севере Афганистана, куда перебрались после разгрома своего квазигосударства на Ближнем Востоке. Когда рванет эта «бомба», никто не знает. Но в том, что часовой механизм включен, нет никакого сомнения.
Россия в настоящее время находится в состоянии жесткого противостояния с США. И эта напряженность будет только усиливаться, независимо от того, кто будет находиться в Белом доме. Поэтому она остро нуждается в союзниках, и в первую очередь в Казахстане.
— Ей будут мешать в этом?
— Сейчас из-за пандемии и выборной неразберихи в США получилась своего рода «консервация» действий великих держав в Центральной Азии. Однако в посткоронавирусный период интерес США и стран Запада к нашему региону восстановится.
Наряду с афганской проблематикой, определяющей темой будет нарастающее противостояние между США, с одной стороны, и Россией и Китаем — с другой.
Соединенным Штатам удалось отделить Россию от Европы с помощью антироссийского кордона (Украина плюс страны Балтии, возможно, с подключением Беларуси). На фоне углубляющейся торговой войны США с Китаем не исключаем, что Америка попытается создать в лице Казахстана очередной кордон, который бы отделил друг от друга Россию и Китай.
Внутренние потрясения неизбежно ведут к территориальным потерям
— Зачем делать из нас кордон и каким образом?
— США заинтересованы в вытеснении России и Китая из Казахстана и Центральной Азии, в срыве сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭКШП). Взамен Вашингтон на протяжении ряда лет проталкивает свой план объединения Центральной и Южной Азии — «Новый Шелковый путь» (новая версия проекта Большой Центральной Азии).
США стремятся убедить население Казахстана в агрессивных устремлениях России и угрозе экономической экспансии Китая.
Не случайно населению Казахстана навязывается извне русофобия и китаефобия. Не исключено, что в этих целях зарубежные менеджеры «оранжевых революций» попытаются дестабилизировать ситуацию в Казахстане.
Однако, как предостерегает и Касым-Жомарт Токаев, внутренние потрясения и революции неизбежно ведут к территориальным потерям.
Не стоит также строить иллюзии в отношении инициатив по объединению тюркоязычных государств Евразии на основе языковой, религиозной и культурно-цивилизационной идентичности под руководством нового старшего брата в лице турецкого президента Эрдогана.
Наша внешняя политика не предусматривает равноудаленность от всех
— Каждый начинающий дипломат знает, что для любого государства приоритетом №1 являются отношения с соседними государствами. С соседями необходимо если не дружить, то хотя бы сотрудничать.
Франции и германским государствам для понимания этой простой истины понадобилось пять веков, на протяжении которых они воевали друг с другом. И только после двух кровопролитных мировых войн Париж и Бонн, а затем Берлин, осознали необходимость установления союзнических отношений в рамках Европейского Союза.
Иной вариант действий оборачивается серьезными неприятностями, что мы и наблюдаем на постсоветском пространстве. Стоит задуматься, что же это за сила, которая заставляет элиты этих стран враждовать с соседними государствами вопреки здравому смыслу и даже инстинкту самосохранения.
Декларируемая в Концепции внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы многовекторная, прагматичная и проактивная внешняя политика не предусматривает равноудаленность от других стран, наоборот, приоритеты расставлены четко и ясно:
- союзнические отношения с Российской Федерацией.
- всестороннее стратегическое партнерство с КНР;
- расширенное стратегическое партнерство в США;
- стратегические взаимоотношения с государствами Центральной Азии;
- расширенное партнерство и сотрудничество с Европейским Союзом и государствами-членами ЕС.
Прагматизм внешней политики Казахстана объясняется вполне объективными факторами. Величина мирового национального богатства на начало XXI века совокупно для всех стран мира составила 550 трлн долларов. 50% принадлежит шести странам — США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде и Японии.
Мировой лидер — США, ВВП которых в 2019 году был $18,128 трлн. На втором месте Китай — ВВП $11,212 трлн.
По экспорту высокотехнологичной продукции в процентах от промышленного экспорта показатели выглядят следующим образом:
- США — 27,2%
- Китай — 26,7%
- Республика Корея — 30,5%
- Великобритания — 18,9%
- Япония — 18,4%
- Германия — 14,0%
Не учитывать такие объективные факторы в современной политике невозможно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus