Почему у нас черное называют белым?
Слово «религия» в данном случае необходимо понимать обобщительно, то есть не только как совокупность религиозных институтов, норм и ценностей, но и как возведение на такой приблизительно уровень государственной машины, культа личности правителя страны. В современном Казахстане вся эта «религия» заменила науку, рациональность в восприятии и интерпретации мира. Ведь сегодня в нашем обществе часто можно услышать такое высказывание: «Зачем нужна наука, если все, чем она занимается, уже записано в Коране?». Иногда говорят и так: «Лучше бабло зарабатывать, чем науку изучать». Словом, к религии присоединился культ бабла и связей с «крутыми» агашками.
Конечно, каждому человеку нужен свой бог, то есть «существо», «закон», на помощь, «сопереживание» которого можно положиться в трудную минуту. Но при этом, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Другими словами, необходимо заниматься наукой, ремеслами, всесторонне развиваться, чтобы не «оплошать». Да, во многом был прав Франсуа Вольтер, считавший, что даже если Бога нет, то его нужно создать для управления обществом. В противном случае люди могут друг друга поубивать. Но невежество бывает хуже убийств физических.
Невежество – это моральная и интеллектуальная смерть, что у нас и происходит. С подачи правящей элиты к социальным наукам, философии в казахстанском обществе относятся как к болтологии. Собственно, крестьянину всегда была ближе и понятна соха, мельница, нежели разные абстракции. Человек, лишенный логики, может только подозревать, и шпиономания, конспирология становятся основой его «умозаключений». Для подобных людей социальные науки, говорящие о таких вещах, становятся неудобной болтовней.
В итоге вместо учебных, исследовательских центров в Казахстане строятся мечети; для народа более авторитетными стали қажылар, молдалар, чем ученые. Последние больше воспринимаются как ботаны. Сделать хадж, умру, наладить связи с «крутиками» у нас считается более престижным достижением, нежели провести какое-нибудь научное исследование. Американский нейроэндокринолог Роберт Сапольски показал, что в основе религиозных убеждений часто находится шизотипическое расстройство и метамагическое мышление. Возможно, поэтому сейчас в нашем обществе слова понимают буквально, а к аналитическим выводам исследований, разных научных, пронаучных материалов обычно относятся как к идеологически нагруженным личному мнению или политической прокламации - другим значениям редко отводится какое-либо место.
Для многих наших людей валидность аналитики, научных выводов выстраивается по линии ценностного отношения – нравится, симпатично, либо нет. Рациональной, логической оценки в их мировосприятии, по большому счету, практически не присутствует. Не случайно у нас на разные «философствования» часто говорят: Қойшы, басыңды ауртып қайтесің? В то время как именно философия, ее дискурс является фундаментальной, методологической основой современного способа мышления, научных исследований.
Есть такой социальный феномен «групповое подкрепление», когда в какой-либо социальной группе за счет повторения членами группы некоторой идеи, «концепции» формируется глубокая убежденность. При этом это убеждение не обязательно подтверждено эмпирическими данными. Лежащие в ее основе идеи могут быть ложными, но члены группы упрямо будут считать их истинными, а несогласных людей объявят врагами, либо ненормальными. Эти убеждения получают всеобщее признание в какой-либо стране, если в них верят миллионы людей. Отсюда пошла ложная фраза «миллионы людей не могут ошибаться». На самом деле, как вы знаете, в истории есть много обратных примеров, когда миллионы ошибались и сжигали на кострах инакомыслящих, таких как Джордано Бруно.
Российский психолог А. Асмолов показал, что любой тоталитаризм базируется на группомыслии, когда мы не видим индивидуальность в другом, имеем негативные установки на чужих, других, иных. За всем этим стоит черно-белое видение реальности, непонимание ее сложности. В нашей стране также есть много примеров группового подкрепления, группомыслия в виде даже целой партии Нур Отан (то бишь КПСС), принятия обществом как «истинных» некоторых высказываний «лидера нации». Групповое подкрепление наиболее сильно в моменты, когда члены группы не имеют доступа к альтернативной информации. Кстати, данный факт активно используется лидерами разных религозных культов для укрепления веры внутри группы. Групповое подкрепление базируется на конформизме.
Конформизмом обозначают «стадное чувство», приспособленчество, когда у человека отсутствует собственное мнение, он беспринципен и податлив на разные внушения, установки. Есть такое явление «конформность мышления» - нежелание думать, размышлять, делать выводы, опираясь вместо этого при принятии решений на стереотипы и шаблоны. Тем самым конформистами называют тех людей, которые сознательно подчиняются обществу, принятым в нем правилам поведения, законам, даже если они ненормальные. Проявления конформизма исследовали в ходе разных экспериментов.
В ходе одного из них, в группах, допустим, из 10 человек 9 «подсадных уток» умышленно говорили, что представленные пирамидки черного и белого цвета якобы одного цвета – белого. В итоге подавляющее большинство 10-х участников эксперимента соглашались с тотальным мнением группы и также говорили об идентичности цвета пирамидок. На первый взгляд кому-нибудь покажется, что такое вряд ли возможно в реальной жизни. Но, согласитесь, в современном Казахстане, к примеру, очень часто, образно говоря, белое называется черным, и наоборот. Так, одного человека у нас провозгласили главой нации, что в неавторитарном, открытом обществе будет расценено как абсурд, нонсенс. Однако у нас большинство с этим согласно, во время семейных застолий делая пожелания: «Патшамыз аман есен болсын». Для них такие пожелания – норма, они не видят в этом ничего страшного.
И этим пользуются разные политические аферисты в нашей стране, манипулируя мнением народа. Это большая трагедия нашей нации, нашей современной истории, что осознают и понимают, к сожалению, лишь единицы из тысяч. Немецкий политолог Элизабет Ноэль-Нойман предложила концепцию «спираль молчания», согласно которой, человек очень редко высказывает мнение, противоречащее мнению большинства, опасаясь возмездия или изоляции. Элизабет Ноэль-Нойман «спираль молчания» рассматривала как атрибут общественного мнения. В спирали молчания люди все время наблюдают за поведением окружающих, выбирая обычно то, что получает одобрение, как говорится: адам қатарлы.
На основе конформизма, приверженности к властной идеологеме «стабильности» появляется групповое мышление, ведущее к некорректному или нерациональному принятию решений. Дело в том, что члены такой группы, как-будто в условиях вакуума, лаборатории, настроены на минимизацию конфликта и достижения единого решения, исключая достаточную критическую оценку альтернативных точек зрения, отклоняющиеся мнения, изолируясь от внешнего влияния. Так создается единомыслие – вместо следования логике и рациональному мышлению. Так было в СССР, так широко распространено и в нашей стране.
В частности, на сайте platon.asia в одной из статей мы предположили, что столицу могут перенести в Туркестан. Эту статью затем растиражировали в ютубе, озвучив (в большинстве своем без указания источника) и комментируя ее как новость, слух из политического Олимпа. Хотя про слухи, инсайд мы в этой статье ничего не писали. Одним словом, люди, увидев словосочетание "перенос в Туркестан", буквально поняли эти слова. В то же время наш сайт не является электронным форматом научного журнала - мы пишем в основном публицистические материалы, ориентируясь на простых читателей.
В этом плане не надо воспринимать наши материалы строго сквозь призму каких-то научных теорий. Нужно понимать, что публицистика, например, зачастую использует литературную гиперболизацию для более выразительной передачи какой-либо проблемы. Гиперболизация – это когда явно и намерено преувеличивают с целью усиления выразительности и подчеркивания сказанной мысли. К примеру: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит», либо «вся страна погрязла в воровстве».
Ведь понятно же, что человек в данном случае не говорил тысячу раз, это образно сказано, но многие наши люди так и воспринимают слова, то есть, полагая, что именно «тысячу раз» было сказано, либо еды там есть именно на полгода, или все люди в этой стране погрязли в воровстве. Таким образом, используя гиперболизацию, метафоры, сарказм, мы пишем преимущественно полемические материалы, дискуссионные, предлагаемые для широких диспутов, дебатов...
Правила комментирования
comments powered by Disqus