Жибек Жорокулова, исследователь из Кыргызстана, в статье для CABAR.asia раскрывает особенности досрочных президентских выборов 2021 года в Кыргызстане и объясняет какие вызовы ждут будущего главу государства.
Набирая в Google поисковике «выборы президента» первой выходит строка о выборах в США, однако, досрочные выборы президента в Кыргызской Республике (КР), назначенные на 10 января 2021 года также интересны многими моментами. Выборы проходят после того как предыдущий президент Сооронбай Жээнбеков ушел в отставку после октябрьских протестов, эксперты оспаривают легитимность фаворита гонки Садыра Жапарова, который после незаконного освобождения из тюрьмы, успел побывать премьер министром и и.о. президента. Более того, 10 января народ Кыргызстана также будет голосовать за проект новой Конституции, который предлагает усилить власть президента, наделяя его правом законодательной инициативы и давая ему возможность оставаться у власти 10 лет.
Общие требования к кандидатам в президенты
Согласно действующей Конституции Кыргызской Республики президент страны избирается на шесть лет. Им может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет. С момента подачи заявления в Центральную избирательную комиссию КР (ЦИК) кандидат не имеет право занимать государственную, политическую или муниципальные должности. Имеющие судимость граждане не могут баллотироваться в президенты.
Среди кандидатов в президенты есть бывшие осужденные и фигуранты уголовных дел. Однако, спустя 10 дней после незаконного освобождения Верховный суд КР оправдал Садыра Жапарова за отсутствием состава преступления. Другие кандидаты Равшан Жээнбеков и Курсан Асанов проходят обвиняемыми по уголовным делам, но без официального приговора суда закон позволяет им участвовать в выборах.
Почему выборы считаются досрочными?
15 октября уже бывший президент Сооронбай Жээнбеков досрочно сложил свои полномочия после массовых октябрьских протестов против результатов парламентских выборов. Так как с момента его избрания в 2017 году не прошло шести лет, ЦИК обязан провести досрочные выборы в течение трех месяцев со дня прекращения полномочий главы государства. Так как парламент страны – Жогорку Кенеш, не назначил дату выборов в течение недели со дня отставки, выборы считаются назначенными, то есть они в любом случае должны быть проведены в течение трех месяцев после отставки президента. В таком случае, ЦИК, в свою очередь, лишь определяет дату. Таким образом, досрочные выборы президента были назначены на 10 января 2021 года.
Немного предыстории
На утро пятого октября 2020 года после оглашения результатов парламентских выборов, 12 из 16 партий, несогласные с итогами, организовали мирный митинг в столице. Независимые и партийные наблюдатели зафиксировали многочисленные нарушения на участках, подвоз и подкуп избирателей, использование административного ресурса. Из-за разницы между ручным и автоматическим подсчетом, многие считали результаты фальсифицированными. ЦИК утверждал, что выиграли четыре партии, две из которых провластные «Биримдик» – партия Асылбека Жээнбекова, брата бывшего президента Сооронбая Жээнбекова, и «Мекеним Кыргызстан», принадлежащая клану Матраимовых, которые фигурировали в масштабном международном расследовании о коррупции на таможне и выводе из страны 700 млн долларов США. Партия «Кыргызстан» поддерживала политику бывшего президента Жээнбекова. В ее состав входят руководитель государственного предприятия «Учкун» Дайыр Кенекеев и руководитель аппарата Жогорку Кенеша Алмаз Сабырбеков. Круг замыкала одна из старейших оппозиционных партий в КР «Бутун Кыргызстан», во главе которой стоит уже трижды кандидат в президенты Адахан Мадумаров.
Однако в ночь на шестое октября Белый дом и здание госкомитета национальной безопасности были захвачены митингующими. Протестующие потребовали отмены результатов выборов, отставки президента Жээнбекова, люстрации чиновников и политиков, замешанных в коррупции.
Из бывшего заключенного в фаворита президентских гонок
В ту же ночь митингующими были освобождены политические заключенные бывший президент Алмазбек Атамбаев, его соратник Равшан Жээнбеков, бывшие премьер министры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев. Кроме того, был освобожден Садыр Жапаров, экс-депутат, осужденный за организацию митинга в Караколе в 2013 году с требованием национализировать золоторудное месторождение Кумтор и захвате в заложники губернатора Иссык-Кульской области.
Уже 10 октября VI созыв Жогорку Кенеша, под давлением сторонников Садыра Жапарова, избрал его премьер министром, проигнорировав других кандидатов от оппозиционных партий. Якобы исполняя волю народа, новый премьер министр, потребовал Сооронбая Жээнбекова сложить свои полномочия на посту президента. Однако политики и эксперты заявили о нелегитимности назначения Садыра Жапарова. Уже вечером 15 октября после отказа Каната Исаева, спикера парламента, исполнять полномочия президента, Садыр Жапаров объявил себя и.о. президента. Согласно Конституции до избрания президента его полномочия исполняет спикер Жогорку Кенеша. Данное назначение также незаконно спорят эксперты, так как Конституция не имеет пункта, позволяющего спикеру отказываться от полномочий главы государства.
Чтобы участвовать в президентских выборах Садыр Жапаров сложил полномочия и.о. президента и премьер министра. Другой кандидат, лидер партии «Реформа» и экс-судья Конституционной палаты, Клара Сооронкулова, подала иск в административный суд Бишкека о нарушении ЦИКом регистрации Садыра Жапарова кандидатом в президенты. Согласно 68 статьи Конституции КР, и.о. президента теряет пассивное избирательное право. Следовательно, Садыр Жапаров не может быть кандидатом на досрочных выборах. Однако 18 декабря суд признал действия ЦИКа законными.
Несмотря на вышеперечисленные обстоятельства, Садыр Жапаров имеет сильную поддержку народа особенно в регионах страны и среди трудовых мигрантов. Людям импонирует то, что он является выходцем из простой семьи, поднимал “народные” темы о национализации Кумтора, и другие популистические вопросы о снижении количества депутатов в парламенте и смене Конституции. Тем не менее есть опасение, что при проигрыше Садыр Жапаров может использовать свои ресурсы и электорат, чтобы дестабилизировать ситуацию и захватить власть. Ранее в одном интервью он сказал, что «если президентские или парламентские выборы пройдут нечестно, то, возможно, будет четвертая революция».
Конституционная реформа главного кандидата президентских выборов
В выборной гонке поборются 17 кандидатов, ранее 16 кандидатов отозвали свои кандидатуры, а четырнадцати кандидатам было отказано в регистрации. Среди кандидатов есть представители бизнеса, политики, госструктуры, экономисты, и бывший глава ГКНБ. Клара Сооронкулова, единственная женщина кандидат, лидер политической партии «Реформа», ранее работала судьей Конституционной палаты.
Садыр Жапаров ныне бывший премьер министр и и.о. президента на сегодняшний день является фаворитом гонки. Жапаров в своей предвыборной программе выступает за конституционную реформу. По его мнению, президентская форма правления «повысит ответственность тех, кто управляет государством». Президент получит право законодательной инициативы, и сможет избираться на два срока по пять лет.
Часть общества боится, что нововведения консолидируют власть в руках одного человека, приведет к диктатуре и росту коррупции. Новый проект Конституции также предлагает сократить число депутатов со 120 до 90, и создать Народный курултай («совет» с кырг.), в который войдут представители госсектора, частного, научного и других гражданских сообществ. Однако юристы предостерегают, что данный институт ослабит работу парламента, дублируя его обязанности и имея возможность заслушивать его отчет.
Жапаров также был обвинен в незаконной агитации, в том числе использовании административного ресурса. Во время работы премьером и и.о. президента свои поездки в регионы Жапаров использовал как площадку для агитации своей будущей президентской программы. Он успел назначить на ключевые посты своих соратников, которые поддерживали его в регионах и во время митинга.
Садыр Жапаров провел экономическую амнистию с призывом вернуть незаконно заработанные доходы для пополнения бюджета и выплаты внешнего долга. Взамен всем кто вернет награбленное, коррупционерам и нарушившим закон чиновникам и предпринимателям, он гарантировал конфиденциальность и освобождение от наказания. В связи с этим он пошел на сделку с экс-зампредседателя Таможенной службы Раимбеком Матраимовым, который был отправлен на домашний арест по статье коррупция из-за уголовного дела по выведению 700 миллионов долларов из Кыргызстана. Согласно сделке, Матраимов вернул 2 миллиарда сомов в казну к концу ноября, на сегодняшний день в казну поступило 1,4 млрд сомов, а остальную часть он передал в виде торгового центра и девяти жилых квартир.
Многие недоумевают, как бывший заключенный спонсирует свою агитационную кампанию. У Жапарова в избирательном фонде рекордные 51 млн 461 тысячи сомов (621 284 тысяч долларов США), из них он успел потратить 50 млн 439 тысяч (608 946 тысяч долларов США) на агитационные материалы. Из списка 15 млн обозначены как собственные средства. На вопрос кто спонсирует его кампанию, Жапаров ответил, что деньги «от народа…пенсионеры передают свои пенсии». Остальные 30,9 млн поступили от двух коммерческих компаний и десяти граждан. Спонсорами выступили бизнесмены, бывшие чиновники, и сторонники Жапарова.
Немаловажна и роль его союзника и однопартийца (партия «Мекенчил») Камчыбека Ташиева, ныне председателя ГКНБ, уроженца Сузака. Ташиев в 2011 во время президентских выборов набрал 14,32% голосов. Их тандем обеспечивает Жапарову значительную поддержку электората на юге страны.
Оппозиционные кандидаты против Садыра Жапарова
ЦИК назначил первый тур дебатов кандидатов на 28-30 декабря, поделив кандидатов на три группы по шесть человек. Второй тур пройдет с 6-8 января 2021 года. На второй день дебатов СМИ и социальные сети отметили отсутствие Садыра Жапарова и Рашида Тагаева, который на следующий день отказался от участия в выборах. Полемика в первый день дебатов строилась в основном на критике фаворита гонок Садыра Жапарова. Уже 29 декабря кандидаты Клара Сооронкулова, Адахан Мадумаров, Канат Исаев и Каныбек Иманалиев подписали меморандум о сотрудничестве и подали совместный иск в административный суд Бишкека в связи с незаконной регистрацией Садыра Жапарова кандидатом в президенты.
Все четыре кандидата выступают за парламентскую форму правления. В рамках меморандума в случае второго тура они выставят единого кандидата. Некоторые эксперты утверждают, что второй тур маловероятен, так как Садыр Жапаров наберет больше 50% голосов избирателей. Исследование института «Центрально-Азиатский Барометр» подтверждают данное мнение. Так согласно их опросу около 64% опрошенных проголосовали бы за Садыра Жапарова, и 3% за Адахана Мадумарова.
Клара Сооронкулова, единственная женщина кандидат, выступает против конституционной реформы. Она обещает улучшить работу парламента и усилить парламентаризм в стране. После избрания Сооронкулова в первую очередь распустит нынешний созыв парламента, срок которого истек еще в октябре. Она также хочет посвятить 2021 год для борьбы против домашнего насилия.
Ее основной электорат составляют городская интеллигенция, в основном проживающая в столице. Партия «Реформа», где Сооронкулова является председателем, набрала чуть больше одного процента голосов на выборах в октябре 2020 года. Партия смогла собрать 5 млн сомов залога с помощью краудфандинга.
В 2015 году парламент отстранил Сооронкулову с поста судьи Конституционной палаты из-за ее несогласия с законом об обязательной биометрической регистрации, который она назвала «антиконституционным». Среди кандидатов у нее наименьший избирательный фонд в 1 млн сомов. В своей странице она активно критикует нынешний созыв парламента, ЦИК и судится за исключение Садыра Жапарова из президентской гонки.
Адахан Мадумаров баллотируется на пост президента третий раз, ранее был депутатом и спикером парламента. Он возглавил партию «Бутун Кыргызстан» в 2010 году. Партия существует с 2006 года и является одной из старейших известных оппозиционных партий. Он выступает против конституционной реформы. Его электорат составляет также южный регион и трудовые мигранты в России.
Однако Садыр Жапаров забрал часть его электората, что может пошатнуть позиции Мадумарова. Он может реабилитироваться, если объединится с другими оппозиционерами, кто не поддерживает кандидатуру Жапарова, или заполучить поддержку иностранных партнеров. Эксперты считают, что Мадумаров составит конкуренцию Жапарову в выборной гонке.
Канат Исаев бывший спикер нынешнего созыва парламента выдвигается на пост президента от партии «Кыргызстан». Во время дебатов он уточнил, что отказался от обязанностей и.о. президента чтобы участвовать на выборах. Он был избран спикером парламента 13 октября после отставки двух предыдущих спикеров Дастана Жумабекова и Мыктыбека Абдылдаева в результате митингов в октябре. В 2008 он был назначен на должность мэра города Токмок. В 2017 он уже выдвигал свою кандидатуру на пост президента, но ЦИК не зарегистрировал его из-за недействительности подписей в поддержку кандидата. Он фигурировал в нескольких уголовных делах, которые закрыли в связи истечением срока давности и Верховный суд оправдал его. Во время октябрьских протестов он поддерживал Сооронбая Жээнбекова, и после его ухода заявил, что «Жээнбеков останется в памяти как президент-созидатель».
Каныбек Иманалиев был в составе VI созыва парламента от партии «Ата Мекен». Он поддерживает идею о Конституционной реформе, но считает, что их нужно проводить после выборов президента и парламента, так как сегодня эти институты нелегитимны. В ноябре на пресс-конференции кандидатов в президенты он заявил, что «если Садыр Жапаров станет президентом, то мы станем вторым Афганистаном». В 2019 году Иманалиев фигурировал в скандале о незаконном присвоении участка в центре Бишкека.
Среди кандидатов настроенных против Садыра Жапаров также есть Абдиль Сегизбаев, бывший глава ГНКБ при Атамбаеве. Сегизбаев на теледебатах 30 декабря заявил, что Садыр Жапаров может быть связан с семьей беглого президента Курманбека Бакиева. Абдиль Сегизбаев уже не в первый раз говорит о возможных связях кандидата в президенты Садыра Жапарова с семьей беглого президента Курманбека Бакиева.
Как пройдут выборы президента?
Одним из актуальных трендов выборов является активная агитация в социальных сетях. К примеру, в Фейсбуке, Телеграме, Инстаграме создано более 50 групп в поддержку Садыра Жапарова. Многие раскрученные группы и страницы были переоформлены в площадки для агитации Жапарова. В ютубе распространяются видео про Жапарова и его семью, а также документальные фильмы. Активизировались и создаются фейковые странички, аккаунты и «тролли», агитирующих некоторых кандидатов. У Жапарова и Мадумарова самое большое количество пабликов в социальных сетях. Эксперты в медиа грамотности утверждают, что социальные сети влияют на мнение электората, и кандидаты, умело использующие данный инструмент имеют значительное преимущество.
В ноябре Жогорку Кенеш подписал поправки в избирательное законодательство. Они отменяют использование формы №2 на территории КР, теперь только граждане заграницей могут воспользоваться данным документом. Форма №2 разрешает поменять избирательный участок по месту жительства, если гражданин не может голосовать по месту прописки. Самое большее количество голосующих по данной форме зарегистрированы в Бишкеке. Внутренние мигранты и приезжие не смогут проголосовать без прописки в столице. Следовательно, следует ожидать низкую явку избирателей на выборах, и недовольных граждан, не получивших возможности изъявить свою волю. На 18 декабря число избирателей достигло 3 556 864 человек.
В один день с выборами также пройдет референдум о принятии нового проекта Конституции. Общество разделилось на две части: тех, кто считает парламентаризм недееспособным в реалиях Кыргызстана, и считающих, что форма правления ничего не поменяет, так как Кыргызстан всегда был полу президентской республикой. Сам Жапаров тоже считает, что «парламентская система правления превратилась в бизнес». Другая часть общества называют новый проект «Ханституцией».
Под видом референдума нынешняя власть пытается узурпировать власть, ослабить парламент, и ввести ограничения на свободу слова и объединений. За 30 лет суверенитета в Кыргызстане 32 раза сменялось правительство, уже 11-й раз будут менять конституцию, однако жизнь граждан не улучшилась и мировое сообщество все также не признает нас равным партнером. Дело не в законах или Конституции, а в отсутствии соблюдения этих законов со стороны самого правительства и граждан, считают противники конституционной реформы.
Какие вызовы ожидают нового президента?
Пандемия и политический кризис в стране привели к тому, что в 2021 году дефицит бюджета составит 7 млрд сомов. Многие негодуют из-за того, что на президентские выборы ЦИК потратит 137 млн сомов, а референдум обойдется казне в 40 млн сомов. Следовательно, такие расходы и надежды народа должны оправдаться с приходом легитимного президента. Народ ожидает не только политической стабильности от нового президента, но и гарантий, что такого экономического и социального коллапса больше не повторится если ситуация с пандемией не улучшится. Введение ограничительных мер должны быть подтверждены четким планом действий, чтобы не загнать людей в тупик.
В долгосрочной перспективе новый президент должен уладить работу крупных предприятий и индустрий, которые пострадали во время карантина. Из-за дефицита президенту придется договариваться с иностранными партнерами и донорами. Для этого новый президент также должен доказать мировому сообществу что он легитимный избранник.
Более того, у Кыргызстана внешний долг к концу года составит более 4 млрд долларов. Фаворит гонки Садыр Жапаров не вызывает симпатии у стратегических партнеров страны. США и Европейский Союз скептически относятся к референдуму и к неоднозначному прошлому Садыра Жапарова. Более того, США внесли Раимбека Матраимова в санкционный список Магнитского, куда вносят крупных коррупционеров и преступников. России и Китаю нужны стабильность в регионе, однако, они не спешат финансировать Кыргызстан.
Китай отказал продлевать обязательства по выплате долгов, из-за чего Садыр Жапаров предложил передать сырье с месторождения Жетим-Тоо в Нарыне Китаю. Данное месторождение является самым крупным по запасам черного и цветного металлов, и предварительно оценивается в 80-100 млрд долларов.
В России также предпочитают президентскую форму правления, так как удобней разговаривать с одним президентом, нежели с целым парламентом. Чтобы выйти из кризиса новому президенту нужно найти баланс между партнерами и пойти на уступки.
Тем не менее, и граждане Кыргызстана, и международные партнеры хотят видеть, чтобы к власти пришел легитимный избранник, который сможет стабилизировать ситуацию в стране и вывести ее из кризиса. Новый президент также должен понимать, что в случае принятия нового проекта Конституции большая ответственность за принятые решения будут лежать на нем. Народ будет яснее отслеживать процесс принятия решений, и вместо безликого парламента будет видеть одного человека. Это связано также с тем что, октябрьские протесты, которые привели к переизбранию президента, были инициированы простыми гражданами, которые не захотят допустить повторения ошибок прошлой власти.
Правила комментирования
comments powered by Disqus