О сопряжении китайской инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза стороны говорят уж не первый год. В ушедшем 2020 г., несмотря на коронакризис, стороны сделали первые шаги навстречу интеграции двух проектов. Так, вступило в силу Соглашение об обмене информацией по международным перевозкам грузов и транспортных средств. Кроме того, состоялось первое заседание совместной комиссии по Соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве.
По-прежнему активно развиваются и российско-китайские проекты, включая газопровод «Сила Сибири». Какие проекты и направления сотрудничества станут основой дальнейшего сопряжения ЕАЭС и «Пояса и пути», в интервью «Евразия.Эксперт» оценила исполнительный директор Института стратегического сотрудничества между Китаем и Россией при Университете Цинхуа (ИССКР) Ван Ци.
– Какими важными для российско-китайских отношений событиями запомнился 2020 г.? Удалось ли реализовать все намеченные проекты в условиях пандемии?
– В 2020 г. сотрудничество между Китаем и Россией в области экономики и торговли, стратегической безопасности и двусторонних отношений развивалось плавно. В эпидемической ситуации некоторые обменные мероприятия проводились в режиме онлайн, общий прогресс шел гладко.
В июне 2019 г. в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию лидеры обеих стран совместно объявили о проведении в 2020-2021 гг. китайско-российских Годов научно-технического и инновационного сотрудничества. Китай и Россия впервые проводят тематические национальные годы, связанные с темой научных инноваций. 26 августа 2020 г. председатель Си и президент РФ Владимир Путин направили поздравительные послания по случаю начала китайско-российских Годов научно-технического и инновационного сотрудничества.
19 сентября открылись стратегические учения «Кавказ-2020» в Астраханской области на полигоне «Капустин Яр» в России, в которых приняли участие военнослужащие из России, Китая, Беларуси, Армении, Мьянмы, Пакистана и других стран. В условиях эпидемической ситуации Китай и Россия провели «облачное мероприятие». 1 декабря 2020 г. состоялся обменный проект «Китайско-Российский молодежный бизнес-инкубатор». 2 декабря 2020 г. премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян и председатель правительства РФ Михаил Мишустин провели в режиме видеоконференции 25-ю регулярную встречу глав правительств двух стран.
Проект китайско-российского газопровода по восточному маршруту в условиях эпидемической ситуации продвигался плавно: по данным информационного агентства Синьхуа, 3 декабря участок восточной нитки китайско-российского газопровода Чанлин (пров. Цзилинь) – Юнцин (пров. Хэбэй) был официально введен в эксплуатацию. Благодаря ему в регионе Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй теперь можно будет напрямую пользоваться российским природным газом.
8 декабря 2020 г. в форматах онлайн и офлайн состоялся ряд мероприятий, посвященных 25-летию установления партнерских отношений между Пекином и Москвой (16 мая 1995 г. Пекин и Москва установили партнерские отношения). В число этих мероприятий вошли онлайн-конференции по вопросам экономического и инвестиционного сотрудничества, развития транспортной инфраструктуры, научно-технического и инновационного сотрудничества, а также торжественный концерт.
В течение 25 лет, прошедших с момента установления партнерских отношений, Пекин и Москва поддерживают постоянные и тесные контакты на высоком уровне. Они не только осуществляют результативное сотрудничество в таких ключевых сферах, как торговля и экономика, наука и техника, городское планирование и строительство, но и проводят благотворные обмены в других областях, включая здравоохранение, охрану окружающей среды и СМИ.
– Как продвигается работа по сопряжению ЕАЭС и инициативы «Один пояс – один путь»?
– В совместном заявлении, опубликованном в ходе встречи министров иностранных дел ШОС в сентябре 2020 г., министры иностранных дел Китая и России отметили, что Москва и Пекин будут и впредь содействовать строительству «Одного пояса, одного пути» и стыковке Евразийского экономического союза, содействовать региональной связанности и экономическому развитию Евразии. Стороны подтвердили свою приверженность продвижению инициативы «Один пояс, один путь» и «Большого евразийского партнерства» в параллельном и скоординированном развитии.
Работа по стыковке Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс, один путь» идет гладко. До сих пор инициатива «Один пояс, один путь» инвестировала в мировую экономику $100 млрд, привлекая при этом $600 млрд финансовых кредитов. Часть инвестиций и финансовых потоков поступала в государства-члены Евразийского экономического союза и Евразийского банка развития, а также другие страны, что как раз и нужно странам Евразийского региона.
По данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, опубликованным 7 декабря, за 11 месяцев (с 1 января по 30 ноября) 2020 г. товарооборот между РФ и КНР составил $97,4 млрд, что на 3% меньше, чем за тот же период предыдущего года. При этом на импорт России из Китая пришлось $45,4 млрд, что на 1,2% больше относительно аналогичного периода предыдущего года. Экспорт из России в Китай составил $52 млрд, что на 6,4% меньше, чем годом ранее. ГТУ КНР также опубликовало данные по торговле между нашими странами в ноябре. Ноябрьский товарооборот составил $9,2 млрд. При этом на импорт в Россию из Китая пришлось $4,8 млрд, а экспорт России в Китай составил $4,4 млрд.
– Намечены ли новые направления сотрудничества в рамках этих двух проектов в 2021 г.?
– В 2021 г. новыми направлениями сотрудничества в Евразийском экономическом союзе станут электронные платежи и электронные деньги. В будущем платежные инструменты государств-членов Союза можно будет не только использовать в торговых точках или снимать наличные деньги с кассовых аппаратов, но и осуществлять межличностные платежи. В рамках двусторонних соглашений государства-члены Союза смогли добиться взаимосвязи платежных систем друг с другом.
По мере усложнения геополитической ситуации в Евразии «великодержавные игры» продолжают обостряться. США, Европейский союз, НАТО, Япония и Индия усилили свое влияние на региональную политическую повестку и повестку безопасности, поддержали «дерусификацию» стран Центральной Азии и Южного Кавказа, возглавили ряд планов многостороннего сотрудничества с целью публичного исключения регионального влияния Китая и России.
Электронные платежи и электронные деньги выгодны для того, чтобы избавиться от системы финансовой гегемонии, где доминирует доллар, и способствовать региональному развитию.
Стыковка с инициативой «Один пояс, один путь» крайне важна для Евразийского экономического союза. Хотя мировая экономика и международное сотрудничество сильно пострадали после вспышки коронавирусной пандемии, энтузиазм евразийских стран по поводу инициативы «Один пояс, один путь» не уменьшился. В условиях резких изменений международной обстановки, особенно в процессе совместного столкновения и преодоления коронавирусной эпидемии, Китай и страны Евразии сталкиваются с новыми возможностями и широким пространством для сотрудничества.
– На ваш взгляд, какие дополнительные меры необходимо принять для расширения сотрудничества между Китаем и странами ЕАЭС? В каких сферах существует нереализованный потенциал?
– В 2013 г. председатель Си предложил инициативу «Один пояс, один путь»; в 2015 г. высокопоставленные фигуры Китая и России явно выразили, что строительство Экономического пояса Шелкового пути и строительство Евразийского экономического союза стыковывают сотрудничество. Одновременно объявили и о начале переговоров по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между Китайской Народной Республикой, с одной стороны, и Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с другой стороны.
После пяти раундов переговоров в период с октября 2016 г. по октябрь 2017 г. стороны, наконец, подписали «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между КНР и ЕАЭС» в мае 2018 г., которое вступило в силу в 2019 г. Этот шаг, безусловно, подтолкнет Китай и страны Евразийского экономического союза к ускорению темпов сотрудничества и расширению сфер взаимодействия.
Для расширения сотрудничества между Китаем и странами Евразийского экономического союза необходимо принять следующие меры:
1) Точно определить роль финансового сотрудничества.
В настоящее время по сравнению со странами Евразийского экономического союза валютные резервы Китая больше, перспективы интернационализации юаня многообещающи. Роль Китая в финансовом сотрудничестве должна заключаться в том, чтобы быть инициатором конструктивных мнений, инициатором разумных проектов и поставщиком общественных продуктов. Ведущая роль России в Евразийском экономическом союзе, с сильным политическим и экономическим влиянием в сочетании с ее усилиями по содействию интернационализации рубля, более заметна; Казахстан имеет важное политическое и экономическое влияние в Центральной Азии, а также может служить активным проводником финансового сотрудничества и важным мостом для вовлечения Центральной Азии и других стран СНГ. Россия и Казахстан активно продвигают финансовое сотрудничество.
2) Создать диверсифицированный и сбалансированный механизм инвестиционного и финансового сотрудничества: во-первых, сформировать комплексную модель финансирования; во-вторых, укрепить сотрудничество на рынке капитала и расширить инвестиционные и финансовые каналы; в-третьих, выстроить сбалансированный механизм инвестиционного сотрудничества.
3) Совместно работать над созданием надежного международного механизма сотрудничества в области финансового регулирования.
Отстаивание правильной концепции справедливости и прибыли, особенно концепции развития, включающей в себя новую концепцию «общей, интегрированной, кооперативной и устойчивой» безопасности, является ключом к обеспечению региональной безопасности.
В настоящее время Китай в основном укрепляет сотрудничество и обмен информацией в области финансового надзора, совершенствует механизм нормализации консультаций и коммуникации органов финансового регулирования, а также механизм предотвращения и спасения финансовых рисков. Изучая вопрос о создании системы обмена финансовой информацией между Китаем и странами Евразийского экономического союза, а также создавая механизм обмена информацией и совместного использования для двусторонней или многосторонней финансовой открытости и сотрудничества, можно создать и координировать региональную платформу макроэкономического мониторинга. А путем создания региональной системы раннего предупреждения о финансовых рисках – своевременно проводить эффективный анализ и раннее предупреждение различных финансовых рисков.
В настоящее время финансовое сотрудничество Китая со странами Евразийского экономического союза не имеет условий для углубленного сотрудничества. В будущем сотрудничество должно быть сосредоточено на укреплении построения многостороннего функционального механизма сотрудничества со странами Евразийского экономического союза в целях дальнейшего совершенствования многостороннего механизма обмена информацией, многостороннего платежного и расчетного механизма платежей, многостороннего механизма связи в области безопасности и кризисного управления, многостороннего механизма координации политики и коммуникации, а также многостороннего механизма развития финансовой организации. Сотрудничество между Китаем и странами Евразийского экономического союза долгое время оставалось позитивным по мере поощрения многосторонности, расширения функций, укрепления коллективного принятия решений и осуществления быстрой совместной работы.
– Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что России и Китаю необходимо приступить к созданию системы цифровых коридоров для расширения сотрудничества между КНР и странами ЕАЭС. Как вы относитесь к такой идее? Какие возможности откроется перед странами?
– Обе стороны осознают всестороннее влияние цифровой экономики на социально-экономическое развитие стран мира и систему глобального управления. Они считают, что безопасность хранения цифровых данных затрагивает национальную безопасность, общественные интересы и права индивидуумов в каждом государстве, призывают все страны на принципах всеобщего участия добиться выработки глобальных правил безопасности цифровых данных, «отражающих устремления всех государств и основанных на уважении интересов всех сторон». С этой целью российская сторона с вниманием отнеслась к выдвинутой китайской стороной «Глобальной инициативе по безопасности цифровых данных» и приветствует ее усилия.
Во-первых, сама цифровая экономика является продуктом новой технологической революции. Она представляет собой новую экономическую форму, новый способ распределения ресурсов и воплощает в себе неотъемлемые требования инноваций. Во-вторых, цифровая экономика снижает барьеры для потока информации, ускоряет поток ресурсных элементов, повышает эффективность согласования спроса и предложения, способствует скоординированному развитию между странами и регионами. В-третьих, цифровая экономика может значительно улучшить использование ресурсов и является лучшим воплощением «зеленого» развития.
Самая большая особенность цифровой экономики – опора на интернет, а характеристика интернета – это открытый обмен. Одним словом, цифровая экономика может создать больше возможностей для участия Китая и стран Евразийского экономического союза в экономическом взаимодействии и обмене результатами развития.
– Как развивались отношения Китая с Беларусью и остальными странами постсоветского пространства на фоне распространения коронавируса?
– В глобальной борьбе против коронавирусной пандемии Китай продемонстрировал образ ответственной державы. Хотя сам Китай пострадал от последствий новой коронавирусной пандемии, и вирус распространился по стране, китайское правительство по-прежнему оказало противоэпидемическую помощь и поддержку многим странам, предоставляя медицинскую и гуманитарную помощь.
Китай и Беларусь тесно сотрудничают в совместной борьбе с новой коронавирусной пневмонией. После появления в Беларуси новой инфекции Китай срочно доставил туда медицинские принадлежности, такие как наборы для тестирования на вирус и защитную одежду. Китай и Беларусь совместно борются с эпидемией и помогают друг другу, что отражает высокий уровень отношений между ними и глубокую дружбу между двумя народами.
Кроме того, с 13 по 14 сентября государственный деятель Китая, министр иностранных дел Ван И посетил Кыргызстан с официальным визитом. В этот период он встретился с президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым и провел переговоры с [кыргызстанским] министром иностранных дел Чингизом Айдарбековым. Кыргызстанкая сторона заявила, что пандемия еще больше подчеркивает важное практическое значение концепции общности человеческих судеб, выдвинутой председателем Си, и надеется на дальнейшее укрепление противоэпидемического сотрудничества с Китаем.
Беларусь и другие постсоветские страны имеют тесные отношения с Китаем в плане политического, экономического и культурного обмена, также находятся в общности человеческих судеб. Совместная борьба с эпидемией [еще больше] сблизила их.
Правила комментирования
comments powered by Disqus