Фаворит внеочередных президентских выборов в Кыргызстане, скорее всего, и станет победителем. Самое интересное начнется после объявления итогов голосования – сможет ли новый глава Кыргызстана выстроить отношения с крупными бизнес-кланами или предпочтет замкнуть все ресурсы на себе?
Как в преддверии выборов расставлены фигуры на политической доске и каких ходов от них ожидать после – читайте в материале Ia-centr.ru.
Предвыборная борьба и пассивные кандидаты
Ситуация в Кыргызстане за несколько дней до выборов, назначенных на 10 января, остается спокойной. С поправкой на то, насколько стабильным может быть положение спустя три месяца после силовой смены власти и паралича системы управления страной.
За пост главы государства борются 17 кандидатов, в том числе одна женщина. Глава Кыргызстана избирается на шесть лет.
Согласно действующей редакции Конституции, президент не может занимать свой пост дважды. Впрочем, ограничение может быть снято в ближайшие годы. Такая идея активно обсуждалась в последние три месяца в контексте реформы Основного закона, которая ожидается в 2021 году.
Предвыборная борьба в Кыргызстане идет вяло – большая часть кандидатов имитирует участие в гонке. Ожесточенного противостояния между кандидатами нет, пришедший к власти в октябре 2020 года Садыр Жапаров является фаворитом, с высокой степенью вероятности он и победит на выборах.
Именно Жапаров наиболее активно ведет предвыборную кампанию, совершая поездки в регионы, его плакатами увешаны улицы городов и сел.
Нишу основного соперника фаворита занял один из опытнейших политиков страны – Адахан Мадумаров. Такая роль для него не нова – в 2011 году Мадумаров был главным конкурентом Алмазбека Атамбаева (экс-президент КР), но проиграл тому во втором туре.
Единственная женщина-кандидат Клара Сооронкулова придерживается прозападных взглядов. Пользуется поддержкой части городской интеллигенции и посольства США. Шансов на победу не имеет.
Интересы экс-президента Атамбаева представляет Равшан Жээнбеков и, отчасти, экс-глава ГКНБ Абдиль Сегизбаев. Последний делает ставку на слив компромата на Жапарова, вероятно, накопленного за время работы в спецслужбе.
Недовольных Жапаровым в стране достаточно, но на данный момент оппозиция представляет собой несколько десятков политических групп, не координирующих деятельность между собой и пока не способных на объединение.
Большая часть из кандидатов вообще не надеется на победу, их цели иные. Одни, выдвигаясь в президенты, хотят таким образом нарастить политический капитал для участия в парламентских выборах.
Другие, имитируя борьбу, пытаются продать фавориту свою поддержку в обмен на бонусы.
Победить на выборах для фаворита не проблема. Гораздо сложнее будет власть удержать. Кредит доверия небезграничен, уже весной ситуация с поддержкой Жапарова может измениться. Основной проблемой республики по-прежнему остается экономика. Кыргызстану остро не хватает средств. В государственном бюджете зияет огромная дыра, кризис ударил по накоплениям граждан.
Ситуация сложная, пандемия коронавируса нанесла удар по трем ключевым источникам доходной части бюджета КР – таможенным пошлинам (снизились доходы от транзита китайских грузов), поступлениям от мигрантов (границы закрыты из-за пандемии), сфере услуг (карантинные меры ударили по общепиту и развлечениям).
Смена власти в октябре 2020 года не только добавила неопределенности, но и попутно ударила еще по одной ключевой сфере – золотодобыче. Серия нападений криминалитета из числа местных жителей нанесла серьезный урон горнорудной отрасли страны.
По данным источников, все три месяца команда Жапарова активно ищет средства. Делается это весьма настойчиво и не всегда добровольно.
Новые власти КР изымают деньги из нескольких источников, в том числе из оборотных средств госпредприятий, а также «добровольных пожертвований» бизнесменов и бывших чиновников.
С несогласными ведут беседы силовики – угроза уголовного преследования, а то и арест делают людей гораздо сговорчивее.
Подобная практика не нова, схожие события происходили, например, после падения режима Курманбека Бакиева в 2010 году. Тогда вымогательствами занимались победившие политики и связанные с ними околокриминальные группы.
Отношения между Жапаровым и Матраимовыми могут испортиться окончательно
Поиск средств всеми честными и нечестными путями затронул и бизнес-интересы крупных кланов. Среди наиболее заметных историй – динамика отношений между командой Жапарова и кланом Матраимовых.
Сначала Матраимовы поддержали нового главу государства финансами, людьми и помогли добиться отставки предыдущего президента Сооронбая Жээнбекова. Спустя три месяца отношения изменились – теперь в глазах властей клан Матраимовых вместо влиятельнейшего политического игрока оказался в роли лакомого источника средств.
В будущем отношения могут ухудшиться. Это произойдет, если Садыр Жапаров поддержит позицию США, внесших Раимбека Матраимова в список Магнитского по обвинению в коррупции и вымогательстве.
По информации источников, люди из окружения Жапарова пытаются «обезжирить» клан южных олигархов, а Жапаров этому не мешает. Матраимовы ушли в тень, и эта пассивность резко контрастирует с их предвыборной активностью на непризнанных парламентских выборах в октябре 2020 года.
В последние месяцы давление на бизнес и чиновников со стороны команды Жапарова оказалось весьма сильным, что привело к росту недовольства среди части элит страны. В будущем подобная активность может повлечь за собой объединение ныне нейтральных политических групп против действующей власти.
Политикой и экономикой перечень проблем будущего главы Кыргызстана, увы, не исчерпывается. Нерешенными остаются межэтнические и религиозные вопросы, а также тема экологии.
Столица задыхается в смоге. По уровню загрязнения воздуха Бишкек занимает лидирующие позиции в списке самых грязных городов мира. Игнорировать проблему не получится, но и решить ее крайне сложно – на это пока что нет ни средств, ни знаний, ни политической воли.
Чтобы удержаться на посту новому главе Кыргызстана придется действовать быстро и жестко, необходимо найти значительные средства для подпитки госбюджета, как можно скорее прекратить процесс передела собственности и вернуть страну в правовое русло. Только после этого можно будет говорить о минимальной устойчивости системы власти.
Правила комментирования
comments powered by Disqus