Многие ошибочно полагают, что Ташкент далек от звания культурной столицы. Жизнь кипит где-то там — в Москве, Петербурге, Европе, Америке, даже в соседнем Казахстане, но только не здесь и не у нас.
Однако пока МНО составляет списки рекомендованных к прослушиванию на переменах произведений о родине и отбирает творческих деятелей на должности пропагандистов, в Узбекистане достаточно бодро развивается альтернативная поэтическая культура.
На примере трех творческих объединений рассказываем, как живет современное искусство поэтического и музыкального перформанса.
«Литера»
Поэты в Узбекистане были всегда — был Союз писателей, при котором проводились семинары для молодых авторов. Однако искусство современного поэтического перформанса берет свое начало в музее Сергея Есенина, где стихи уже звучали со сцены, но еще не были известны широкой публике. Авторы читали, можно сказать, друг для друга.
«Большой сценой» для них была тогда сцена Гете-института, который стал организовывать «поэтри-слэмы» (от англ. poetry slam — поэтическое сражение), где любой желающий мог выступить с произведением собственного сочинения в формате конкурса. Победителя же определяли зрительским голосованием, а позднее — голосованием жюри.
Все изменилось, когда на одном из таких чтений в Музее выступил со своими стихами филолог и музыкант Ашот Даниелян, показав, что из поэзии тоже можно сделать шоу.
Тогда, на заре 2017-го, те самые молодые авторы, в числе которых были Вика Осадченко, Бах Ахмедов и Алексей Писцов, дебютировали с проектом «Литера» на сцене Ильхома по инициативе одного из новоиспеченных участников Муртаса Кажгалеева, казахстанского гроссмейстера, приехавшего в Ташкент ради знаменитого театра.
Зрители встретили проект тепло, и вскоре состоялся еще один творческий вечер, посвященный трем легендарным домам №7, №8 и №9, расположенным на улице Мустакиллик (бывшая Пушкина), где в свое время кипела литературная жизнь столицы благодаря небезызвестным Александру Файнбергу, Абдулле Арипову, Зое Тумановой, Константину Волкову, Саодат Кабуловой, Бернару Кариеву и даже самому Марку Вайлю.
После состоялись и Вечер памяти героев Великой Отечественной войны в Zero Line, и литературный Open-air в рамках Первого международного фестиваля ландшафтного искусства. Мероприятия имели грандиозный успех, были словно глотком свежего воздуха для любителей искусства столицы.
К сожалению, с недавних пор «Литера» как проект уже неактивна, но в каком-то смысле по-прежнему жива. Кто-то из экс-участников продолжает публиковаться сольно, а Вика Осадченко и Наталья Белоедова в декабре представили свой новый проект «Общая земля» в Союзе писателей.
«Человек с табуреткой»
«Человек с табуреткой» — первый в своем роде проект, чьи границы разрослись далеко за пределы Ташкента. Его автор и координатор — Ашот Даниелян, а осуществляется проект при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане.
Дебютировал «Человек» также в стенах музея Сергея Есенина, а в октябре 2018 года в социальных сетях появились посты о поиске независимых авторов из четырех городов Узбекистана: Ташкента, Самарканда, Ферганы и Навои. По мере поступления заявок на страницах арт-платформы публиковались произведения молодых и уже довольно известных поэтов, художников и музыкантов, а в начале ноября стартовали обещанные лекции, тренинги и мастер-классы для авторов из Самарканда, которые позже вылились в большой концерт. Ему не стали помехой даже неполадки с электричеством, и по многочисленным просьбам зрителей к концу января он повторился вновь с обновленной программой.
Далее кураторы отправились в Фергану и Навои, где их также ждало множество сюрпризов и новых интересных лиц. С особым восторгом вспоминается перформанс в местной Ферганской католической церкви. Разумеется, не обошли стороной Ташкент — итогом всего тура стал фестиваль поэзии и музыки в Молодежном театре Узбекистана, в котором приняли участие не только столичные, но и иногородние авторы. Не менее частым «гостем» проект становится и в театре «Ильхом» — 18 января 2019 года там был представлен одноименный спектакль.
Брошюры-сборники стихотворений всегда были традиционными на мероприятиях «Человека с табуреткой», однако именно в процессе путешествий по стране родилась концепция «Арт-плова», которая легла в основу первого полноценного 96-страничного сборника, презентованного в мае 2019-го. Каждый из ингредиентов плова олицетворял тематику включенных в него произведений.
Кроме того, проект гастролировал вместе со своим автором по многим другим городам и странам, так что о «Человеке с табуреткой» знают и в Казахстане, и в Украине, и в Беларуси, а один из поэтических сборников даже пополнил библиотеку президента Германии.
Но дальше — больше. Теперь «Арт-плов» перерос в самостоятельный проект, охвативший не четыре города, а всю Центральную Азию, и во время всеобщей самоизоляции под руководством Алексея Улько продуктивно кипела работа над новым сборником, который является не просто собранием разношерстных произведений, но продуктом трансграничной и кросс-дисциплинарной коллаборации авторов из разных уголков региона, основанной на концепции «художественного отклика». Совсем скоро он должен увидеть свет.
«Феникс»
Творческий коллектив «Феникс» — не самый молодой, но, пожалуй, самый молодежный среди вышеупомянутых. Одной из участниц всего пятнадцать лет. Однако ребята не уступают коллегам по цеху в профессионализме, тщательно готовясь к каждому из музыкально-поэтических вечеров, которые до пандемии исправно проводились ежемесячно и почти всегда были тематическими.
Основатели «Феникса» познакомились банально через интернет и изначально были связаны лишь группой «Поэтика» в Telegram, устраивали редкие встречи, небольшие конкурсы «для себя», пытались писать стихи в коллаборациях друг с другом, а также участвовали в «слэмах» института Гете. Устроить пробный поэтический вечер предложила одна из участниц Малика Пулатова. Найти площадку для такого мероприятия, не имея ни громкого имени, ни денег для аренды помещения, непросто, однако ей удалось договориться с менеджером небольшой кофейни The BLACK. Сейчас там едва поместится и половина постоянных зрителей «Феникса», но для участников это по-прежнему знаковое место встреч и тимбилдингов.
Как и «Литера», на первом вечере поэты читали фактически друг для друга, а теперь не только бронь зрительских мест разлетается в первые сутки после анонса очередного вечера, но и личка одной из организаторов, Виктории Когай, разрывается от сообщений с просьбами желающих записаться на «Открытый микрофон». «Феникс» — первые, кто решился ввести эту рубрику в свои вечера, и совсем скоро она стала «закрытой», так много ребят захотели представить свое творчество публике. Однако сам коллектив вовсе не какое-то закрытое общество и часто принимает в состав новых участников.
Еще одной особенностью и даже, можно сказать, традицией на их вечерах являются так называемые «предсказания» — небольшие четверостишия или известные крылатые фразы, которые зрители во время кофе-брейков случайным образом вытягивают и часто оставляют на память.
Первые несколько вечеров были посвящены классикам прошлого столетия — Роберту Рождественскому, Эдуарду Асадову, Марине Цветаевой («поэта месяца» выбирали по дню его рождения), а последний в 2018 году декабрьский поэтический вечер стал новогодним.
В 2019-м начались эксперименты с театральными форматами, видео- и музыкальными фонами, новыми площадками. Импровизированные сцены в кофейнях стали понемногу сменяться настоящими: сценой все того же музея Сергея Есенина и GroundZero TechnoPlaza, где многие участники коллектива выступили в рамках мероприятия, организованного молодым режиссером Артемом Атабаевым.
Хотя режим самоизоляции сильно сказался на всех сценических деятелях, в конце лета «Феникс» впервые представил «онлайн-вечер», собрание прочтений авторских и известных стихотворений и музыкальных композиций, а совсем недавно вновь вернулся в привычном формате, на сцене продюсерского дома STARTREK и не планирует сбавлять обороты.
Правила комментирования
comments powered by Disqus