С декабря прошлого года Казахстан ввёл запрет на подачу пустых вагонов из-за рубежа. Железнодорожные операторы Российской Федерации назвали принятое решение дискриминационным и выразили активное недовольство ограничением, указывая на полученные убытки и ожидая помощи от РЖД и Минтранса России.
В конце января Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) России направил официальное послание в ОАО «Российские железные дороги», в котором просил поддержать транспортников, поскольку, по их мнению, запрет на перевозку собственных и арендованных порожних вагонов, полувагонов и зерновозов, вступивший в силу на территории Казахстана, противоречит нормативным документам ЕАЭС.
В своё оправдание руководство национального транспортно-логистического холдинга «Казахстан темир жолы» (КТЖ) заявляет о необходимости введения запрета по причине перегруженности инфраструктуры, которая вызвала скопление на станциях республики пустых вагонов, затрудняющих движение составов. «Декабрьский запрет связан с перегрузкой инфраструктуры. Никаких дополнительных причин нет. У нас до сих пор почти 350 вагонов брошены», − приводит Sputnik слова первого заместителя председателя правления КТЖ Каната Альмагамбетова.
Тем не менее представители СОЖТ уверены, что длительные ограничения спровоцируют большие финансовые убытки для российских перевозчиков. Союз привёл статистику, согласно которой месяц запрета привёл уже к прямым потерям российских операторов на сумму примерно 108 млн руб.
О пагубном влиянии запрета Казахстана заявил заместитель главы российской Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин, подчеркнувший: «Нарушились выстроенные логистические схемы перевозки грузов. Теперь операторы должны делать значительный крюк, если хотят забрать груз из Казахстана». Специалист отметил также, что для попадания на территорию РК компании осуществляют погрузку в Узбекистане или Таджикистане, а уже потом разгружаются в республике и только после всей этой процедуры могут забирать груз.
В результате операторы сталкиваются с потерей репутации ответственного и пунктуального партнёра. Ведь ограничения привели к тому, что часть грузоотправителей и грузопринимателей нарушают свои договорённости по срокам исполнения. Клиенты российского оператора в Казахстане не могут получить требуемое количество вагонов в связи с резким изменением правил логистики со стороны Нур-Султана.
Администрация КТЖ делает упор на то, что операторы РФ специально завышают масштабы собственного ущерба. Компания привела статистику, согласно которой все крупные казахстанские предприятия, продающие свою продукцию на экспорт, в основной массе продолжают пользоваться услугами подвижного состава из России. Крупные грузоотправители РК, несмотря на заверения из Москвы, отгружают экспортные грузы в Белоруссию, Прибалтику и на Украину в российские вагоны. «Грузоотправители к нам обращались с такой просьбой – просили разрешить въезд порожних российских выгонов, потому что не хватает подвижного состава. Мы им разрешили», − уверяет журналистов Канат Альмагамбетов.
Порожняк не идет в Казахстан не в первый раз. Похожие запреты вводились и ранее. В январе и июне прошлого года ограничения на въезд пустых вагонов уже жёстко регламентировали логистику. Причём вводились они спонтанно и временем не ограничивались, распространяясь на всех владельцев и арендаторов подвижного состава грузовых вагонов, кроме казахстанских. Отменяли их также спонтанно, руководствуясь исключительно внутренними интересами.
Ещё раньше, в 2017 году, Казахстан запретил ввоз на свою территорию российских железнодорожных вагонов, не соответствующих казахстанской инфраструктуре. Тогда глава министерства по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек заявил о несоответствии стандартов двух стран. «Для того чтобы в Казахстан заходить, необходимо соответствовать определенным стандартам. Так же как наш подвижной состав, который мы строим, будь то локомотив или новый вагон, поэтому необходимо пройти соответствующие требованиям мероприятия», − сказал тогда Касымбек журналистам. Вопрос об этом тогда был взят на рассмотрение Кабинетом министров Казахстана, но это не заставило отказаться от рычага воздействия на соседей.
Декабрьский запрет затронул якобы все железнодорожные администрации, но обошлось не без формальностей. В СОЖТ отметили, что вагоны из Казахстана легко обходят запрет, поскольку внутри страны существует своя особенность в системе учёта. Хитрость эта состоит в том, что на российской территории казахстанские вагоны считаются не собственными (принадлежностью определённого оператора), а инвентарными (относящимися к подвижному парку страны в целом), либо арендованными. Заезжая снова на территорию Казахстана, вагоны под запрет не попадают. Получается игра в одни ворота.
КТЖ настаивает, что конвенционный запрет (т. е. временное прекращение передвижения грузов по железнодорожным путям, связанное с техническими причинами, в числе которых значатся повреждение путей или размыв) был вынужденной мерой, которую ввели на фоне больших затруднений в маневровой работе. Последнюю вызвал поток вагонов по направлению в Китай, Таджикистан и Узбекистан, а также значительного числа порожних вагонов на станциях страны.
Одновременно «КТЖ-Грузовые перевозки» исключила конвенционный запрет для перевозки вагонов из Казахстана и арендованных, которые возвращаются на железнодорожную администрацию приписки. Казахские чиновники пояснили, что на 15 февраля 2021 года на территории страны находятся 40,8 тыс. «чужих» вагонов.
Жалобу российских перевозчиков на казахстанские ограничения не поддержали в главном органе ЕАЭС. Хотя обычно конвенционные запреты вводятся только в рамках СНГ, чиновники евразийского сообщества отметили, что введение таких запрещений не противоречит нормам договора о Евразийском экономическом союзе и подлежит регламенту международного договора в рамках СНГ. В частности, это мнение журналистам высказала помощник председателя коллегии ЕЭК Ия Малкина. «Также отмечу, что комиссия не принимала решение о том, что действия Казахстана являются препятствием», – подчеркнула в беседе с представителями СМИ чиновница.
В своём комментарии она подчеркнула, что в текущем месяце участники СНГ решили обновить правила использования вагонов третьих стран. В новой редакции документа будет предусмотрено, что администрации железных дорог стран-участниц не смогут вводить конвенционные запрещения для ограничения приёма порожних вагонов с детализацией по наименованию собственника (арендатора) вагона и критериям, отсутствующим в договоре перевозки. И. Малкина подчеркнула, что «таким образом, в рамках Совета по железнодорожному транспорту СНГ данный вопрос урегулирован».
Отметим, что вопрос приема подвижного состава из России на территории Казахстана был на рассмотрении ЕЭК еще в октябре и ноябре минувшего года. Тогда главный орган сообщества обратился к КТЖ и РЖД с поручением найти и внедрить согласованные решения. В конце 2020 года оба ведомства пришли к согласию по вопросу проведения наблюдения за введением конвенционных запретов.
Как видим, согласие было недолгим.
Учитывая, что начался год председательствования в ЕАЭС Казахстана, партнеры Нур-Султана по Союзу вправе ждать от него более взвешенных решений по спорным проблемам. От этого зависит климат в отношениях внутри Союза.
Правила комментирования
comments powered by Disqus