Штирлиц едет на автомобиле и видит, что на обочине голосует Мюллер. И, ухмыляясь, проезжает мимо. Но через некоторое время вновь видит голосующего Мюллера.
«Издевается…», – думает Мюллер.
«Кольцевая…», – думает Штирлиц.
В некоторых версиях бородатого анекдота штандартенфюрер Штирлиц/полковник Исаев понимает, что ездит по кругу, лишь после «нескольких Мюллеров». Так народные юмористы стебались по поводу мыслительной дуэли киношных антиподов, которые из серии в серию закадровым голосом «размышляют вслух» про ситуацию в идущем ко дну Третьем рейхе и его обитателей…
Вот и кыргызское общество, как Штирлиц из анекдота, год за годом катится по замкнутому кругу. Чтобы в финальной сцене очередного сезона с совершенно умилительным удивлением возмутиться: «Опять Мюллер/Дракон?!».
Потому что итог всегда один. Разница между 24 марта, 7 апреля и 6 октября, разумеется, есть. Но она не настолько фундаментальна. Потому что основная линия сценария остаётся без изменений: надежда – доверие – недоверие – отчаяние.
За тридцать лет и четыре президентства мы выучили этот сценарий практически наизусть. Вначале – конфетно-букетный период. Лидер обещает и ему верят. Поддерживают устно и письменно, фигурально и электорально. Затем – медовый месяц. Новый руководитель всех приглашает к сотрудничеству, предлагает доверительные и конструктивные отношения. С гражданским обществом, прессой, бизнес-ассоциациями и прочими самоорганизующимися группами.
Во второй части политического сезона в кабинеты и коридоры возвращаются быт и рутина. Смелеют испугавшиеся поначалу аппаратчики, переподключаются к системе уцелевшие олигархи, возвращаются к работе специалисты по серым схемам и теневым потокам. Соратники-революционеры получают «по заслугам» (в зависимости от степени влияния, «близости к телу», уровня шустрости, гибкости и просто везения). Реформа из пламенной идеи превращается в дежурную фразу. Как у Золушки после полуночи: была хрустальная карета, а стала полевая тыква…
Декларации о сотрудничестве с гражданским сектором, масс-медиа, бизнесом замещаются энергичной сортировкой на «своих – чужих», дружественных и нерукопожатных. Меняется риторика, всплывают старые-новые инициативы по регулированию/регламентированию и «наведению порядка». Запускается набор очередного, более лояльного, чем прежде (хотя, казалось бы, куда лояльнее?), депутатского корпуса. В который по устоявшейся традиции просачиваются и невыносимо привычные, и слегка подзабытые имена и фамилии. А рейтинги тем временем движутся медленно, но верно…
В третьей, заключительной части сезона, массовые настроения становятся почти таким же единодушным, как в самом начале. Только с противоположным зарядом. Команда первого от «латания дыр» переходит к «затыканию ртов». Но ресурс «зимы» уже на исходе, а снег и лёд тают всё интенсивней. Близится очередная дата…
Вот и получается, что народ наш и его очередные лидеры ведут себя примерно так же, как герои анекдота, в котором Штирлиц выбирает ровно ту дорогу, которая никуда не ведёт, а Мюллер «ловит авто» именно там, где это довольно бестолково. Остаётся понять, что смешнее: делать вид, будто куда-то едешь, или притворяться, что чего-то ждёшь…
Правила комментирования
comments powered by Disqus