Противники узбекского президента считают, что он не искореняет «застарелые болячки», а только усугубляет их.
Портал АзияТерра опубликовал материал под красноречивым названием «Десять провалов Шавката Мирзиёева». Автор Алишер Таксанов утверждает, что за несколько лет правления президент Узбекистана потерял много сторонников, поскольку его действия «вызывали все больше критики и недоумения». Он рассказал о наиболее, с его точки зрения, негативных моментов. Часть из этого списка перечислим и мы.
— Хочу лишь выделить те ошибки Шавката Мирзияева, которые сразу бросились в глаза и которые усилили не только недовольство населения, но и привели к падению его рейтинга. Это особенно видно по обсуждению ситуации в социальных сетях, и потому я опираюсь на анализ именно этой информационной платформы, — подчеркнул Таксанов.
Кадровая политика
Шавкат Мирзиёев фактически не поменял не только стоящих у власти высших лиц, но и средний уровень руководства. То есть во всех структурах остались те же коррумпированные еще при Каримове персоны, которые продолжили и дальше грабить страну.
— Проявилась поляризация оценки деятельности тех или иных персон в правительстве и чиновников на местах. Если население негативно оценивало работу хокимов области, города или района, то эти личности имели лучшую оценку у Шавката Мирзиёева, — считает автор.
Журналист утверждает, что основой кадрового ресурса стал непотизм. Второй президент начал ориентироваться не на профессионализм, а на родственные связи. Высокие должности в стране заняли дочери и зятья.
«Огосударствление страны»
— У Мирзиёева нет понимания, что такое рынок и как на него влияет государство. Ему кажется, что чем больше ведомств, тем легче управлять социальными и экономическими процессами, — пишет автор.
При втором президенте появились новые министерства, агентства и ведомства. Они создают новые барьеры для либерализации экономики.
Куда ушли деньги — никто не знает
Кредиты и внешний долг
За четыре года внешний долг Узбекистана возрос с $6 млрд — до $24 млрд (по другим данным — до $30 млрд),
и власти продолжают брать деньги у других государств и международных финансовых институтов.
— Куда ушли деньги? Этого никто не знает. Кредиты растут, а население нищает, и не видно, чтобы в Узбекистане росло промышленное производство. Половина экономики остается в «тени». Шавкат Мирзиёев не поясняет, для чего такой объем денег, если страна в миграционном ожидании — покинуть Узбекистан в любой момент потенциально готовы сотни тысяч рабочих, — задался вопросом Таксанов.
Застройки и сносы
Журналист раскритиковал «курс строительство «сити» — фешенебельных зданий, чья коммерческая эффективность весьма сомнительна». При этом страна нуждается в заводах, дорогах, школах и больницах.
Территории под «сити» выделяются не пустующие, а те, которые уже застроены капитальными зданиями и это вызывают протест населения.
— Самое интересное, Шавкат Мирзиёев нигде не проявил своего отношения к этим процессам, словно он не имеет о них никакого представления, — утверждает он.
Техногенные катастрофы
Здесь автор особо отметил прорыв плотины Сардобинского водохранилища и последующее расследование инцидента.
— Сардоба — это комбинация безграмотного строительства и чудовищной коррупции, которая выражается в хищении огромных валютных средств. Попытка следственных органов увести главных воров от ответственности вызывает гнев и, как результат, презрение к власти. Ранее схожие аварии происходили при строительстве Ташкентского метрополитена, а позже и мостов, и зданий, возведенных с нарушением технологий, — заявил он.
Эмиграция и трудовой рынок
За четыре года в Узбекистане не создано нужного количества рабочих мест. Власти уже чуть ли не официально ориентируют людей на внешнюю миграцию.
Помощь безработным легла на плечи дехкан
Тем временем Озодлик сообщил, что узбекские фермеры протестуют против решения президента о выделении безработной молодежи земель под сельское хозяйство в размере 1 га на каждые 10 гектаров посевных земель. Главным образом потому что земли якобы насильно отнимают у фермеров.
– Налог на землю по-прежнему лежит на наших плечах. Мы стараемся максимально использовать каждый клочок своей земли. Хокимият требует выделить молодежи по 1 гектару с каждых 10 гектаров посевных земель. Они будут получать прибыль, не платя за землю ни копейки. Кому это понравится? – говорит фермер из Кошрабадского района Самаркандской области.
Другой рассказал, что местные власти заставили его выделить землю «силовыми методами». Однако в районных и областных хокимиятах эту информацию опровергают.
– У нас никто не принуждает фермеров выделить земли. Земли выделяются, исходя из возможностей фермерских хозяйств или районов. Хорошо, если трудиться на этих землях будет безработная молодежь. Эти люди уже сейчас говорят нам спасибо, – сказал чиновник администрации Наманганской области.
При этом в некоторых областях местные власти начали отбирать выделенные земли назад. К примеру, в Кошрабадском районе Самаркандской области у безработных жителей через неделю отобрали 22 гектара.
В Узбекистане трудно найти работу, многие выезжают на заработки в Россию, Казахстан и другие страны. По оценкам экспертов, до пандемии COVID-19 за границей трудились около 6 млн узбеков. Многие занимались сезонными работами — в строительстве и сельском хозяйстве.
Согласно государственной статистике, безработица в Узбекистане в 2020 году составляла около 13%.
С 2020 года миллионы узбекских рабочих-мигрантов не могут выехать за границу, поскольку пандемия коронавируса привела к закрытию границ и ограничению на передвижения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus