На незаконные методы призыва в армию никто не реагирует, даже когда есть видео, есть очевидцы и об этом пишут все СМИ.
Надежды таджикского общества на прекращение облав в связи с принятием нового закона о воинской службе не оправдались. Более того, нынешний весенний призыв можно назвать просто беспределом.
С начала призывной кампании, 1 апреля, ежедневно соцсети «пестрят» сообщениями очевидцев о том, как в местах большого скопления народа – на рынках, в магазинах, на вокзалах и остановках, в общественном транспорте неизвестные люди в штатском ловят молодых людей, силой впихивают в машины и увозят в военкоматы. Есть и случаи давления на родителей призывников.
Новшеством этого призыва стала усиленная "охота" на студентов вузов и конкурсантов на госдолжности во время сдачи аттестационных экзаменов.
Например, магистрантов института культуры и искусства имени М. Турсунзаде пригласили на собрание, а оказалось, что это такой своеобразный сбор – их всех увезли в военкоматы. Ни один из призывников, согласно закону, не получил повестки. Они не успели даже предупредить родителей.
Такие «собрания» происходили в финансово-экономическом университете, откуда, по сообщениям в соцсетях, студентов забирали прямо с занятий.
Госорганы отрицают эти факты и говорят о совершенно противоположном. Минобороны сообщает, что тот, кто ловит призывников, это не их люди и просит высылать им вопросы по призыву в письменном виде. Местные власти отчитываются, что в этом году было много добровольцев.
И никто не реагирует на незаконные методы призыва в армию. Даже когда есть видео, есть очевидцы и об этом пишут все СМИ.
С начала "сезона" в сети появились множество видеороликов «облавы». Выложив эти ролики, пользователи сообщили, что они стали свидетелями "облавы" призывников. Правоохранительные органы назвали некоторые ролики моментом задержания разыскиваемых преступников. А на другие ролики закрыли глаза и никак не прокомментировали.
Подборку 7 видео «облав» из сети смотрите в нашем обзоре:
Принять - приняли. Объяснить – не объяснили
В Офис гражданских свобод Таджикистана, который занимается юридической поддержкой призывников и солдат, с начала года до 12 апреля поступило 621 обращение. Большинство из них касаются облав, требований и положений нового закона, а именно отсрочки, оплаты за службу в резервном составе, порядке привлечения магистрантов к службе и так далее.
В Офисе гражданских свобод отмечают, что пока сам закон ещё не доработан, не донесена его суть до населения и, соответственно, возникают недопонимания и спорные моменты.
- Кажется, сотрудники военного комиссариата не полностью изучили или не полностью поняли все требования нового закона. И сейчас пока хотя бы один призыв не пройдет в соответствии с новым Законом, мы не можем оценивать его, - говорит специалист Офиса Музаффар Бободжонов.
Вместе с тем, он отмечает, что закон до его принятия важно было вынести на общенародное обсуждение, и после доработать в соответствии с предложениями экспертов и населения.
По его словам, основная причина принятия этого закона без обсуждения заключается в том, что его авторы верили, что он будет положительно оценен гражданами. Но так теряется социальная справедливость.
- Лично я - против освобождения от военной службы за деньги. Но закон был принят, и мы должны подчиняться закону. Однако, было бы хорошо, если бы в нем были определены хотя бы категории призывников, подлежащих военной службе в резервном составе.
Получается, если у вас есть деньги, вы служите один месяц, а если нет, то два года. Социальная справедливость исчезла, тем временем, Таджикистан является социальным государством, - недоумевает Бободжонов.
Вопрос о стоимости откупа от армии также неясен. По некоторым данным, правительство Таджикистана еще не определило эту цену.
Так можно привлекать магистрантов или нет?
К слову о непонятных требованиях закона. 25 марта «Азия-Плюс» отправила запрос в Минобороны Таджикистана с просьбой прояснить, в частности, и этот вопрос. Ответа мы так и не получили.
Как мы уже отмечали, массовое привлечение магистрантов в ряды вооружённых сил страны, причём прямо из университетов, стало новшеством этого года.
Музаффар Бободжонов считает, что привлекать магистрантов нельзя.
- Мы говорим о развитии науки в Таджикистане, но на практике подрезаем корни будущей науки Таджикистана. В этом плане, на мой взгляд, свою слабую позицию продемонстрировало Министерство образования и науки, которое не смогло защитить призыв своих молодых кадров - магистрантов. В ближайшие 5-6 лет мы увидим результаты, потому что молодые специалисты теряют научные навыки после службы в армии, и им приходится еще 2-3 года работать по специальности, - говорит он.
Кому выгоден хаос?
Согласно закону, военкоматы заблаговременно должны вручить повестку призывнику или его родителям. В случае уклонения гражданина от призыва на военную службу призывная комиссия направляет соответствующие материалы прокурору города или района по месту жительства гражданина.
Однако, на практике это соблюдается не всегда. Сотрудники военкоматов и военно-учетных столов при джамоатах с помощью милиции предпочитают ловить призывников, так как это сулит им большую выгоду.
В случае написания повестки, они должны знать всю информацию о тех, кого нельзя привлечь в армию – кто-то является единственным сыном, другой продолжает учебу и имеет право на отсрочку, у третьего справка о плохом состоянии здоровья. В итоге они сдадут в военкомат малое количество призывников. Это не выгодно.
Далее, призывная комиссия принимает свое решение - отправить призывника в армию или нет, и должна учесть заключение врача - специалиста, проводившего медицинское освидетельствование гражданина по вопросу его годности к военной службе по состоянию здоровья.
Но, по мнению специалистов, слова врача почти ничего не стоят, он вынужден исполнять то, что приказано руководством.
Весенний призыв в ряды Вооруженных сил Таджикистана стартовал 1 апреля и продлится до 31 мая включительно. К утру 13 апреля план призыва по республике выполнен на 70%: по ГБАО - на 100%, по Хатлону - на 65%, по Согду - на 53,3%, по РРП - на 85,3%.
Молчание и вопросы без ответов
Несмотря на все сообщения в социальных сетях и СМИ об облаве, нарушении прав призывников и их родителей Минобороны и военкоматы отказываются от обсуждения вопросов облавы с общественностью. Во время пресс-конференции они упорно отрицают приведённые журналистами факты, говоря, что к ним никакие жалобы не поступали.
Юрист Офиса гражданских свобод Таджикистана Угулой Бобоева и ее коллеги проделали огромную работу по поводу разъяснения нового закона о воинской службе, однако ни в одном из таких мероприятий не было представителей госорганов.
- Ответственные структуры не участвуют в наших мероприятиях, хотя их мы постоянно приглашаем, - сожалеет она. – Жалобы на сотрудников военкоматов, которые нарушают законы, не поступают к нам. Часто призывники боятся жаловаться на противоправные действия.
Ещё с момента обсуждения нового законопроекта о воинской службе «Азия-Плюс» начала задавать вопросы соответствующим органам, но мы, как и другие СМИ, до сих пор не получили полноценных ответов.
Вице-премьер Матлубахон Саттори, которая отвечает за этот призыв, недоступна для беседы с журналистами. Её помощник обещал донести нашу просьбу до неё и организовать разговор, однако позже вообще перестал отвечать на звонки.
Ранее в Минобороны Таджикистана обещали провести брифинг для журналистов по новому закону, просили подготовить вопросы, но не было ни брифинга, ни ответов.
Нынешний призыв проходит в полном хаосе и компетентные органы не пытаются что-то исправить. Есть ощущение, что ответы на свои вопросы мы получим лишь после того как он будет выполнен на 100%. Конечно же, добровольно…
Правила комментирования
comments powered by Disqus