Семьи туркменистанцев, выехавших за пределы страны из-за высокой безработицы на родине, обеспокоены и разочарованы тем, что границы остаются закрытыми, длительной разлукой со своими родными и трудностями в связи с этой ситуацией, сообщают корреспонденты Азатлыка.
Около двух сотен женщин и несколько мужчин 24 апреля пришли в администрацию Лебапского велаята с просьбой помочь своим родным, застрявшим в Турции из-за карантинных ограничений, вернуться на родину.
Ухудшение уровня жизни в Туркменистане, особенно трудно переживают женщины, и это является причиной участившихся случаев, когда они обращаются за помощью к местным властям. Азатлык сообщал в декабре прошлого года о том, как в Марыйском велаяте группа женщин пришла с жалобами в местный хякимлик.
Десятки женщин из Фарапского и Чарджевского этрапов, а также из города Туркменабад обратились в совет по вопросам женщин Лебапского хякимлика с просьбой помочь своим супругам, оставшимся в Турции, вернуться домой, сообщает корреспондент Азатлыка.
Одна из них, представившаяся, как Гюльбахар, рассказала, что в велаятскую администрацию пришли около 200 женщин, многие из которых не виделись со своими мужьями более трёх лет.
«Женщины просили помочь своим мужьям вернуться домой, и чтобы для этого были созданы условия и возможность», рассказала Гюльбахар.
Женщины также потребовали, чтобы в случае невозможности возвращения своих мужей на родину, им самим дали возможность выехать к ним в Турцию, добавила собеседница Азатлыка.
«У меня муж уехал в Турцию за два года до карантина. Мы не виделись уже три года, это очень сложно», рассказала женщина, отметив, что есть и семейные пары, живущие в разлуке и дольше, дети которых растут без отцов.
Но женщин пришедших в хякимлик приняла не руководитель женского совета, а секретарша, представившаяся, Гюльджемал, которая пообещала довести до сведения руководства об их проблеме, сообщает наш корреспондент.
Как ранее сообщалось, в прошлом году в Турции от отравления поддельным алкоголем умерли несколько десятков туркменских мигрантов. Но Ашхабад не оказывает помощи ни умершим на чужбине туркменским гражданам, ни пострадавшим от стихийных бедствий внутри страны семьям.
«Родные умерших в Турции устраивают поминки без возможности похоронить их. Молодые люди, оставшиеся в Турции сами сочетаются в браке, а их родителям в Лебапе приходится без них проводить традиционные обряды. Очень часто из Турции отправляют калым родным девушки в Лебапе, а там устраивают маленькую свадьбу и отправляют родителям видео, чтобы хоть как-то утешить их», рассказывает местные наблюдатель, отметив, что кроме поминок без похорон и свадеб на расстоянии, возникают и другие неприятные ситуации, приводящие к разрушению семей.
«Самая неприятная ситуация, у некоторых мужчин, работающих в Турции, жёны начинают заниматься распутством. Это приводит к разрушению семей, а дети становятся сиротами при живых родителях», рассказал собеседник корреспондента Азатлыка.
По рассказам туркменских активистов в социальных сетях, среди трудовых мигрантов в Турции есть и те, кто потерял легальный статус в связи с истечением срока паспорта, и по этой причине они не виделись с родными по 7-8 лет. В то же время, по их рассказам, трудовые мигранты из других стран Центральной Азии могут свободно ездить на родину каждые полгода и проводить время со своими семьями.
То, что мигранты из Туркменистана длительное время находятся в разлуке со своими близкими, стало одной из основных причин разводов, отмечают наблюдатели.
Один мигрант, который недавно развёлся с женой, рассказал, что жалеет об этом и хотел бы вернуть своего сына.
По его мнению, туркменские власти не хотят, чтобы трудовые мигранты вернулись на родину. Одна из причин этого то, что в стране высокая безработица и деньги, отправляемые мигрантами, позволяют их родным хоть как-то выжить. Но есть и другая причина – власти боятся людей, которые за долгое время на чужбине повидали свободу, говорит 30-летний мигрант.
«Такое ощущение, что туркменские власти специально усложняют жизни своих граждан, чтобы они постоянно находились в тяжёлом положении и заботах. Власти нисколько не озабочены тем, что разрушаются семьи, дети становятся сиротам, кроме того, не могут получить образования и профессии, и это приводить к большему количеству людей, живущих в нищете», рассказал в телефонном разговоре мигрант, просивший не раскрывать своего имени.
В Туркменистане данные о количестве разводов и их причинах не публикуются.
Сообщение о лебапских женщинах, пришедших к властям с просьбой о помощи, совпало с избранием Туркменистана членом исполнительного совета структуры ООН по вопросам гендерного равенства женщин в 2022-2024 годах.
В сообщении МИД Туркменистана утверждается, что «данное решение созвучно с усилиями Правительства Туркменистана по вовлечению женщин в общественно-политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь страны».
В заявлении также говорится, что «одним из важных национальных документов в области улучшения положения женщин является Национальный план действий по гендерному равенству в Туркменистане на 2021-2025 годы».
Но наблюдатели отмечают, что в Туркменистане такого рода документы носят только декларативный характер.
Попытки Азатлыка получить какие-либо комментарии в Союзе женщин Туркменистана результатов не дали.
Правила комментирования
comments powered by Disqus