Санкции...
Президент США Джо Байден, как и ожидалось, ввел новые санкции против России. Значимое давление на рубль при помощи санкций может отразиться и на других валютах развивающихся рынков, включая казахстанский тенге. Для тенге курс рубля является важным рыночным ориентиром ввиду значимых торговых отношений между странами, поэтому и самыми серьезными выглядят ограничения против рублевого госдолга.
Впрочем, на этот раз пронесло. Несмотря на обилие объявленных мер, эксперты не называют эти санкции очень жесткими, поэтому ожидания в оценке влияния новых санкций на Казахстан довольно позитивные, это и подтверждается на практике.
После санкций торги валютной пары USD-KZT на KASE закрылись на отметке 431 тг лишь незначительно превысив аналогичный показатель предыдущих торгов. Российский финансовый рынок достаточно быстро отреагировал на введение санкций - биржевые индексы начали падать, курс рубля также показал ослабление, правда к вечеру немного укрепился. Российская валюта сначала обвалилась на 2%, потом окрепла. То есть в первые дни санкции не оказали существенного влияния.
Эксперты объясняют это тем, что санкции направленные на госдолг России коснулись лишь его новых выпусков, тогда как уже на вторичном рынке российские ОФЗ (облигации федерального займа) остаются вне ограничений американских властей.
Цены на нефть марки Brent на фоне падения запасов в США выросли до 66 долларов за баррель, что являлось рекордом за апрель. Этот фактор также позволил курсу рубля "смягчить" санкционный удар, и оба фактора положительно отразились на курсе тенге.
В данном случае для Казахстана не лучшим сценарием может стать обострение санкционной повестки США в сторону России. С другой стороны, при наложении данного шока с любым другим шоком на рынке нефти возможно негативное воздействие на обменный курс тенге. Обзорные эксперты отмечают, что на акции в большей степени влияет американский рынок, потому что он влияет на весь мир.
Не сказать, что давление рубля на тенге не сказывалось, оно могло существенно влиять на Казахстан, так как последние 10 лет наблюдается тенденция к усилению торговоэкономической интеграции между Россией и Казахстаном, особенно это усилилось после создания Таможенного союза.
С 2000 по 2009 годы, то есть до вступления в Таможенный союз, теоретическое 10-процентное обесценение тенге к рублю могло приводить к ускорению общей годовой потребительской инфляции в Казахстане на дополнительные 0,37-0,40% в течение года с момента обесценения курса. После вступления в Союз в промежутке 2010-2020 годов данный эффект переноса увеличился до 0,85 процентного пункта.
Говоря иначе, начиная с 2010 года из-за роста внутреннего потребления российских товаров резко увеличился импорт инфляции из России, что в первую очередь происходило из-за начавшегося более значимого влияния колебаний курса RUB/KZT на потребительские цены в Казахстане. Сам рост внутреннего потребления российских товаров тоже целиком и полностью связан с Таможенным Союзом.
За период 2000-2009 годов годовой объем импорта российских товаров в среднем составлял 6 миллиарда долларов, то во время Таможенного Союза за 2010-2020 годы этот показатель вырос на 13 миллиардов долларов. Наиболее заметным стал рост импорта потребительских товаров - до 3 миллиарда долларов от общего объема. Отчасти это связано с «мобилизацией» российских производителей на фоне запрета импорта в России.
Усиление объемов из РФ привело к тому, что динамика курса сильнее давила на спрос казахстанских потребителей для ввозимых товаров и произошел структурный сдвиг в виде замещения потребления импортных товаров российской продукцией. Это стало причиной существенного усиления роли номинального курса рубля к тенге как макрофактора. Такая позиция номинального обменного курса рубля привела к возникновению различных барьеров и вынужденных компромиссов в денежно-кредитной политике, и ограничивало гибкость принимаемых решений для казахстанской валюты. То есть процесс роста влияния курса RUB/KZT на экономику происходил по трем каналам: торговый баланс, валютный рынок и инфляционные, обменные процессы.
Корреляционно укрепление тенге до 2009 приводило к увеличению импорта российских товаров на 2%, однако после данный показатель мог достигать 6-10%. Таким образом, если до вступления в Таможенный союз снижение курса тенге по отношению к рублю на 0,5-0,6 тенге приводило к повышению среднемесячного спроса на российские товары в объеме, эквивалентном 20 миллионам долларов. После вступления в Таможенный союз эта величина выросла как минимум до 60 миллионов долларов
Такая зависимость от рубля оказывает влияние в политике денежно-кредитной политики в Казахстане. Если тенге ослабевает к рублю, то это приводит к усилению инфляционного давления в потребительском секторе экономики, а также повышает риски поглощения нашей страной санкционных и других геополитических шоков в отношении России. Если же тенге, наоборот, укрепляется к рублю, то следствием этого становится дальнейший рост казахстанского импорта товаров из России – а это усиливает монетарную зависимость нашего курса от российского
По-настоящему и полноценно новые санкции должны вступить только летом (С 14 июня финансовым учреждениям США запрещается прямая покупка долговых ценных бумаг у Центрального банка и Министерства финансов России, а также у Фонда национального благосостояния) и спрогнозировать что-то на будущее не представляется возможным – за май может произойти множество событий, и у России с Казахстаном есть время подготовиться.
На текущем уровне новые санкции никак не повлияли ни на Казахстан, ни на Россию, и неизвестно, насколько серьезными будут меры в будущем.
Но экономика экономикой, но санкции влияют и на геополитику. Обострение отношений между США и Россией несомненно скажется на Казахстане. Арбитром примирения, увы, несмотря на инициативу мы выступить не можем. Однако, тем мы становимся ценнее в силу своего нейтралитета, который несомненно, будет продаваться.
Казахстан не сможет полностью отказаться от торговых отношений с Россией. Даже с учетом негативных влияний санкций и зависимости от рубля, пересмотр или отказ от этих отношений будет действовать разрушающе экономику РК.
Для отвязки от России без ущерба себе требуется комплексное улучшение экономической политики государства. Это касается мер по снижению базовой импортозависимости путем стимулирования внутреннего производства приоритетных потребительских и промежуточных товаров, в том числе в рамках встраивания в региональные производственные цепочки.
Это создаст условия не только для замещения импорта, но также позволит диверсифицировать и повысить экспортный потенциал местных компаний. Важна роль институтов развития предпринимательства, которые должны ориентироваться на косвенные меры стимулирования исключительно конкурентных предприятий с упором на повышение инновационности и эффективности производства.
Наряду с этим важно пересмотреть нормы и соглашения в рамках Таможенного союза. Предыдущие санкции оказывали влияние на инвестиционный процесс между странами и некоторой "перекалибровке" отношений.
Другое дело, что на нас могут отразиться внутренние решения в самой России. И вот они могут отразиться очень сильно. Даже сейчас Казахстан на плаву, не потому что мы выстроили диверсифицированную сильную и независимую экономику, а просто потому что на самой России и рубле эта волна санкций не сильно сказалась.
Правила комментирования
comments powered by Disqus