Научный сотрудник National Laboratory Astana, врач-эпидемиолог рассказала, почему жители Казахстана с недоверием относятся к вакцинации и верят в фейки о вакцине.
Айым Кайырлы кызы – врач гигиенист-эпидемиолог, научный сотрудник National Laboratory Astana при «Назарбаев Университете», магистр общественного здравоохранения по специальности «Эпидемиология», Университет Питтсбурга.
Источник: Эпидемиолог: еще до пандемии 35% казахстанцев не верили в вакцинацию
– Можно ли сказать, что сегодня казахстанцы перестали доверять официальной медицине?
– Сейчас создается ощущение, что людей, не доверяющих медицинским работникам и негативно относящихся к вакцинации, стало критически много.
Я думаю, что на возникновение такого впечатления влияет развитие социальных сетей. Люди получили массовый доступ к аудитории, начали активно говорить об этом, распространять ложную информацию, свои страхи и сомнения.
Буквально пять лет назад охват вакцинацией детей составлял около 95% детей в стране. За последние годы, к сожалению, увеличилось число отказов и, следовательно, уровень охвата критически упал, этому косвенное подтверждение – вспышка кори, произошедшая в последние годы в крупных городах.
– C чем связано недоверие, были ли у него объективные причины – ухудшение уровня медицины или образования населения?
– На мой взгляд, недоверие к вакцинации и к медицинским работникам должно коррелировать с общим недоверием к власти и государственным структурам.
Если говорить об уровне образования, это, конечно, не экспертное, а мое личное мнение, уровень общего и специально образования, включая медицинское, ухудшился.
Однако нужно понимать, что медицинская грамотность не равна уровню образования, о чем свидетельствуют исследования медицинской грамотности в других странах – среди отрицателей вакцинации и сомневающихся преобладают люди образованные. Это очень интересный феномен.
То есть общий уровень образования далеко не всегда равен медицинской грамотности, которая определяет принятие решений, касающихся собственного здоровья и здоровья близких. Медицинская грамотность – это способность не только получить достоверную информацию, но и критически её осмыслить, а после, принять правильное решение.
Также некоторые исследования показывают, что уровень антивакцинных настроений выше среди женщин (это связано с тем, что женщины чаще принимают решения о вакцинации детей) и медицинских работников, что в целом неправильно.
– Влияет ли на это целенаправленная работа антивакцинаторов?
– Думаю, да. Есть категория людей, которые целенаправленно развивает тему отказов от прививок и в целом саботирует достижения и доказательства медицинской науки.
Например, новоиспеченная мама, только родившая ребенка, и готовящая его к первой прививке боится, сомневается, ищет информацию об этой прививке. Но, открыв поисковик, она сразу же столкнётся с мнением противников вакцин, послушает и прочитает массу историй о последствиях и осложнениях (не всегда правдивых). Страх за здоровье ребенка застилает ей глаза. Казалось бы, достоверной информации в интернете много, но, возможно, она не доходит до целевой аудитории.
Если забить в поисковик запрос по вакцинации, то в первую очередь получишь ссылки на статьи антивакцинаторов. В этом направлении, конечно, нужно работать, что-то противопоставлять негативу и предоставлять научно обоснованную информацию. И к счастью, этим занимаются сейчас. Проверенная информация в первую очередь должна исходить от врача, который сможет ответить на ее вопросы и развеять страхи. Потому вывод – врачей нужно обучать в первую очередь.
Еще я размышляю о такой тенденции. Люди стали индивидуалистами, а говоря проще, эгоистами. Для части населения «социальная ответственность» малозначима. Они размышляют таким образом: «есть вакцина, вы, окружающие, получайте ее, а я не буду. Вы же защищены, какое вам дело до моего ребенка и меня?». Это говорит о том, что люди не понимают, как работает вакцина на популяционном уровне.
– Почему с началом пандемии коронавируса появилось столько людей, которые не верят в сам вирус и не соблюдают необходимые санитарные нормы? Почему с таким опасением относятся к вакцинации, придумывают множество различных причин, чтобы не вакцинироваться?
– С самого начала многие люди отнеслись к пандемии скептически, неохотно соблюдался карантинный и масочный режим. Даже само существование вируса отрицалось многими.
Такая реакция вполне понятна. Человечество просто отвыкло от подобных катаклизмов. Эпидемия «испанки» произошла в начале прошлого столетия, сейчас уже не осталось людей, которые помнили бы ее последствия. После нее пандемий такого масштаба практически не было.
Это хорошо, но мы потеряли бдительность. С распространением пандемии ковид-отрицатели исчезли, так как каждый столкнулся с вирусом если не сам, то его окружение.
Хочу также отметить антивакцинные настроения среди определенных групп населения зрели уже давно. А пандемия лишь вынесла эту проблему на поверхность.
В 2019-ом году ещё до начала пандемии казахстанские ученые замерили отношение к вакцинации в выборке казахстанцев. По их данным, около 35% респондентов выразили сомнения касательно вопросов вакцинации, так, уже менее 70% считают вакцинацию эффективным инструментом профилактики.
Неплохой показатель при среднемировом в 80%. Недавний опрос (исследование Института Общественного мнения) казахстанцев отношения к коронавирусной вакцине показал, что 55% респондентов не желают себе ставить вакцину, а еще почти четверть сомневаются. Этот скептицизм, конечно, можно понять и с этими людьми необходимо работать.
На мой взгляд, одной из причин, почему люди сопротивляются вакцинации, если говорить о национальном прививочном календаре, является его как бы обязательность. Людям не нравится, когда их заставляют что-то делать. Добавьте к этому еще то, что никто не видит последствий инфекций, от которых прививают. И это благодаря массовой вакцинации, между прочим.
К сожалению, не стоит отрицать случаи поствакцинального осложнения, каждый случай должен разбираться детально.
При этом в нашей стране нет открытой статистики по таким осложнениям, каков четкий алгоритм, кто будет нести ответственность, будет ли компенсация. Незнание и отсутствие понятной и доступной информации тоже порождает недоверие и сомнения.
– Какие меры нужно предпринять органам здравоохранения, образования и другим общественным структурам, чтобы переломить ситуацию?
– По всему миру наблюдается кризис общественного здравоохранения. Нельзя говорить, что эта ситуация уникальна для Казахстана. Мы видим, как разные страны тяжело справляются с пандемией, вводятся жесткие ограничительные меры. На этот вопрос я, к сожалению, не могу дать ответ, весь мир сейчас думает, как преодолеть кризис.
Что касается проблемы вакцинации в Казахстане, то тут нужно целенаправленно работать с группами сомневающихся. Главное, понять, почему они не хотят вакцинироваться, ведь причины могут быть самые разные. Необходимо выявить факторы, вести работу непосредственно по ним. Это проблема очень глубокая, а тех людей, которые категорически настроены против вакцинации переубедить будет сложно.
Нужно активно работать в школах и других учебных заведениях. Учить детей мыслить критически. Учить работать с информацией, как её воспринимать и обрабатывать. Ведь с каждым годом ее будет больше.
Этим вещам нужно учить буквально со школьной скамьи, и тогда, возможно, люди не будут массово подвержены таким явлениям, как конспирология. Этот процесс, конечно, займет долгое время и замерить его эффективность сразу не получится.
Министерству здравоохранения РК сейчас необходимо усиливать службу инфекционного контроля. К сожалению, после ряда реформ системы здравоохранения санитарно-эпидемиологическая служба потеряла своё былое значение. Эта тенденция, кстати, характерна и для всего остального мира.
Фокус и ресурсы здравоохранения были переведены на хронические неинфекционные заболевания. Увы, природа показывает, что мы всегда должны оставаться на стороже, быть готовыми к вспышкам новых и старых инфекций. Ведь состояние общественного здравоохранения – это вопрос национальной безопасности. Нынешняя пандемия это доказала.
Правила комментирования
comments powered by Disqus