Референдум 2016 года «отнял» у прокуратуры функцию следствия. Апрельский плебисцит 2021-го «вернул» её. К вопросу о том, как изменятся характер работы и круг полномочий надзорного органа, мы вернёмся после ожидаемого со дня на день внесения инициативы об отмене судебно-правоохранительных кодексов (УК, УПК, УИК и пр.). А пока есть смысл поговорить о том, как идёт работа в ныне существующих рамках. Наш собеседник – прокурор Октябрского района столицы Марат Абсатаров.
– Марат Мамажанович, до назначения прокурором Октябрьского района Бишкека вы трудились на Иссык-Куле, в Чуйской области. Есть разница между прокурорской работой в регионах и в столице?
– Не скажу, что принципиальная, но есть, конечно. Это же столица. Здесь выше плотность населения, выше интенсивность общественных взаимоотношений, больше резонансных и общественно значимых ситуаций. Соответственно, нагрузка выше. А в остальном мы выполняем ту же работу.
– Бытует мнение, что рычаги управления столицей давно и стабильно находятся в руках так называемого строительного лобби. Что люди, связанные с этим бизнесом, и комплектуют состав Бишкекского горкенеша. Если это так, то насколько реально бороться за соблюдение градостроительной политики в городе?
– Относительно того, кого и почему делают своими представителями наши горожане, – вопрос, пожалуй, не ко мне. Есть избирательные органы, есть сами избиратели. Прокуратура не может и не должна заменять их функции.
Наша функция в том, чтобы следить за соблюдением законодательства. Земельного в том числе. По Конституции органы местного самоуправления, включая столичный горкенеш и мэрию, несут ответственность перед населением за результаты своей политики, а перед государством – за соблюдение законодательства. В этой части прокуратура надзор осуществляла и осуществляет. Независимо от того, кого изберут в горкенеш и кто работает в мэрии. Перед законом все равны.
– В том числе владельцы особняков на территории парка Ататюрк?
– Я ожидал подобного вопроса. Да, они в том числе. Однако хочу напомнить, что по данным участкам есть судебные решения, которыми выделение земли было признано законным. Мы юристы и ставить под сомнение акты Верховного суда не можем. Тем более что все участки были выделены несколько президентств назад, если так можно выразиться. Много времени прошло, сроки вышли. Понимаю, что граждан такие вопросы беспокоят или даже раздражают, но не всё зависит от прокуратуры.
– Можно сказать, что и я не ожидал другого ответа. У нас, к сожалению, часто бывает или слишком рано, или слишком поздно. Жаль, что вовремя редко получается.
– Ну почему же? Надзор законодательства в сфере архитектуры и градостроительной деятельности – это одно из основных направлений прокурорского надзора. Особенно это касается Бишкека.
Если говорить по практике Октябрьского района Бишкека, то характерными нарушениями градостроительного законодательства являются ненадлежащий контроль уполномоченного госоргана за строительством объектов без разрешительных документов, выдача разрешительных документов и иных документов на строительство в нарушение норм законодательства, несоблюдение правил приемки и ввода в эксплуатацию объектов, истребование у заявителей таких документов, которые не предусмотрены законодательством, создание бюрократических барьеров для субъектов предпринимательства и так далее.
Что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы граждан и организаций. Отсюда вытекают задачи, которые стоят перед органами прокуратуры в этой сфере.
– Можете сказать конкретней, кто и что нарушает?
– Скажем так. В части строительства соответствующие функции и полномочия осуществления надзора и контроля возложены на органы в сфере архитектуры и градостроительства. Но наша практика показывает, что они не в полной мере выполняют возложенные обязанности по выявлению и предупреждению правонарушений на подконтрольных объектах.
С другой стороны, отсутствие мер со стороны контролирующих органов зачастую связано с ограничениями на проверку субъектов предпринимательства. При обращении указанных органов для получения разрешения на проверку в Министерстве экономики большинство направляемых запросов на проверку получает отказ.
В последнее время много заявлений поступает от жителей микрорайонов, которые жалуются на начинающиеся строительные работы в непосредственной близости от их домов. А надзор за соблюдением градостроительного законодательства невозможно осуществлять в отрыве от надзора за соблюдением земельного законодательства. Они очень плотно связаны.
– И всё же можно конкретные примеры?
– Разумеется. В прошлом году прокуратура Октябрьского района провела проверку градостроительного и земельного законодательства на территории Восточной промзоны. В результате было установлено, что постановлением мэрии г. Бишкек земельные участки по улице Чолпон-Атинской предоставлены во временное пользование сроком на пять лет под существующие нежилые здания и складские сооружения в сложившихся границах.
Имеется договор аренды на земельный участок площадью 0,35 га между Бишкекской мэрией и землепользователем.
Однако выездной комиссией установлено, что земельный участок самовольно расширен на муниципальную территорию. На данном самовольно используемом земельном участке площадью 0,37 га без каких-либо архитектурно-разрешительных документов незаконно пристроены входная группа к клубу «Промзона», сцена для выступлений, размещены скульптуры, скамейки, устроена автопарковка для посетителей отмеченного клуба и здания ОсОО Торговый дом «Народный».
Органы местного самоуправления обращались к землепользователю, предлагая заключить договор аренды и законно использовать земельный участок с оплатой арендной платы в муниципальный бюджет, но получили отказ. Хотя согласно части 1 статьи 8 Земельного кодекса землепользование в Кыргызской Республике является платным для всех юридических и физических лиц. Это во-первых.
Во-вторых, согласно статьям 29, 37 Закона «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики» граждане, юридические лица обязаны не нарушать действующих градостроительных, архитектурных и строительных норм, правил и стандартов. Строительство, реконструкция объектов градостроительства и архитектуры не может осуществляться без градостроительно-архитектурной документации. Что также было нарушено.
В этой связи прокуратурой района внесено предписание об устранении нарушений закона в Управление землепользования и строительства мэрии г. Бишкек путем демонтажа незаконно установленных объектов на самовольно используемом земельном участке. Руководство «Народного» и «Промзоны» признали нарушения с их стороны и обязались самостоятельно демонтировать самовольные объекты. Поэтому в начале 2021 года работники муниципальных служб и вышеуказанные землепользователи добровольно демонтировали самовольные объекты строительства.
– Кстати, по поводу этого демонтажа высказывались разные мнения. В соцсетях мэрии советовали заняться ремонтом тротуаров, дорог вместо того, чтобы убирать уже установленные памятники…
– Да, мы знаем, что некоторые граждане критиковали городские власти по этому поводу. Но это же не просто чьи-то желания и предпочтения. Нельзя пользоваться муниципальной землёй бесплатно и тем более возводить на ней объекты без каких-либо разрешительных документов. Это закон, и все обязаны его соблюдать.
Или другой пример. Согласно земельному законодательству в парках, скверах, территориях с зелеными насаждениями, предназначенных для прогулок жителей и гостей столицы, капитальное строительство запрещено. Однако на пересечении улиц Чолпон-Атинской и Анкара было начато самовольное строительство капитального объекта под пункт общественного питания. Данный факт установлен в 2020 году при участии инспекторов межрегионального управления Госэкотехинспекции по городу Бишкек. По результатам проверки инспектором на нарушителя наложен штраф в соответствии с требованиями Кодекса «О нарушениях». Однако последний, уплатив штраф, проигнорировал необходимость приостановления строительных работ. В связи с этим прокуратурой района заявлен иск в районный суд для сноса самовольного объекта, который в настоящее время находится на стадии рассмотрения.
– И что, выиграете процесс?
– Полагаю, что да. Закон на нашей стороне.
– Что изменится в работе органов прокуратуры с принятием новых кодексов?
– Думаю, пока рано что-то говорить. Между концепцией проекта нормативного правового акта и финальной версией возможны существенные изменения. А в остальном, практика покажет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus