Белорусская республика справилась со всеми системными вызовами, появившимися после неудачной попытки цветной революции летом прошлого года. Минск заменил многие экспортные и инвестиционные направления, продолжая интеграцию в рамках Евразийского экономического союза. Тихановская стала троянским конем в торговле Беларуси с западным конгломератом государств.
Во внешней политике Кыргызстана, как и ряда дружественных пост-советских стран, развитие глобальных интеграционных процессов в рамках развития ЕАЭС занимает не менее важную роль, чем вопросы и вызовы национальной безопасности в политике внутренней. Безусловно, в регионе Средней Азии еще достаточно сильно американское лобби, в частности, активна миссия USAID – федерального органа государственного управления США в области оказания помощи за рубежом, эту структуру контролирует Госдеп США, и она сейчас напрямую подчинена американскому госсекретарю Энтони Блинкену.
Поворот на восток
По мнению киргизского политолога Медербека Корганбаева, Бишкек не должен ограничивать свое сотрудничество с Москвой и Пекином, это в первую очередь опасно для госбезопасности Кыргызстана. В этом случае проекты и интересы США и ЕС в Кыргызстане являются второстепенными, как, впрочем, и в Беларуси. По словам Корганбаева, Россия заинтересована в укреплении безопасности и обороноспособности Киргизии. Для официальной Москвы Бишкек является вторым рубежом коллективной безопасности, в первую очередь в связи с высокими рисками радикализма религиозного толка и экстремизма, после Таджикистана.
Корганбаев делает вывод, что для сохранения безопасности и экономики в условиях “большой игры” в регионе Кыргызстан должен отдать предпочтение Российской Федерации и укреплять с ней взаимосвязи. При этом политолог предположил, что Средняя Азия может вновь стать одним из главных направлений во внешней американской политике. Конечно, вряд ли в обозримом будущем столичный аэропорт Манас вновь станет базой ВВС США, и напротив, развитие и интеграция Кыргызстана в пространстве ЕАЭС является приоритетом дорожных карт страны, что декларируют и президент Кыргызстана Садыр Жапаров, и председатель кабмина Улукбек Марипов.
Как известно, Россия выделила Кыргызстану на безвозвратной основе 623 млн рублей на создание системы маркировки товаров, экспортируемых, в частности, на рынки стран Евразии. Это позволит повысить прозрачность товарооборота при кросс-граничной торговле, оказывая положительное влияние на обеспечение эффективного противодействия незаконному обороту промышленной продукции на внутренних рынках государств – членов ЕАЭС.
Впереди еще ряд крупных проектов слияния и выравнивания евразийского рынка в банковской, нефтегазовой и других отраслях, и тут важно отметить – триггером интеграции государств ЕАЭС стали известные события августа 2020 года в Беларуси.
Из попытки государственного переворота сделали выводы все страны-участники глобального политического и экономического союза. В сценарии, условно, “победы Тихановской”, наряду с масштабной деиндустриализацией и экономическим ослаблением сектора реальной экономики Беларуси уже были прописан выходы как из Союзного государства РФ и РБ, так и выход из ЕАЭС. Что неизбежно привело бы к ослаблению и к созданию более серьезных вызовов для Евразийского союза, включая Кыргызстан и другие республики.
Попытка белорусского государственного переворота, к слову, далеко не первая, сорвалась и привела к усилению сотрудничества с РФ и другими странами ЕАЭС. В свою очередь, поддержка уличных беспорядков со стороны истеблишмента Украины, Польши и трех прибалтийских республик, была расценена в Беларуси как беспрецедентное вмешательство в суверенные вопросы существования государства. Западные соседи Минска, поддержавшие цветную революцию, сейчас только начинают подсчитывать прямые и косвенные убытки своей ставки на Светлану Тихановскую.
Цифры и факты
По данным белорусского МИДа, в 2020 году на Россию пришлось 45% белорусского экспорта и 50% импорта. Данные на начало этого года показали рост внешней торговли РФ и РБ до 49,1% при приросте импорта из РФ 123,6%. Двухсторонняя торговля с Украиной, куда с НПЗ белорусских Мозыря и Новополоцка в основном поставляются продукты нефтепереработки, а также машины, сократилась до 7% – к сожалению, это меньше, чем 8,1% экспорта/импорта РБ и КНР. Более сильный спад зафиксирован только в торговле с Литвой, но это уже абсолютно политическое следствие поддержки Тихановской и членов ее команды, получивших официальное убежище в Вильнюсе при полной поддержке литовских политиков.
Белорусские уроки заключаются в том, что Украина и ряд стран ЕС, поддержав госпереворот, теряют Минск как экономического и торгового партнера. В свою очередь, это стало стимулом для интенсификации интеграции ЕС – например, ваш автор не раз покупал белорусский текстиль и продукты в Бишкеке. Я не могу сказать, что они хуже украинских по качеству и наверняка они даже чуть дороже, но украинским салом в Бишкеке, извините, пахнуть не будет никогда.
По данным таможенной статистики РБ, внешнеторговый оборот в январе текущего года составил 4,8 млрд. долл. США, что на 14,7% больше, чем в январе 2020 года. Товарооборот со странами СНГ, в первую очередь это РФ, а также ряд стран-участников ЕАЭС, составил 2,8 млрд. долл. США или 59,5% общего товарооборота при росте 13,5%. Основными торговыми партнерами Беларуси в сфере услуг является Россия (35% от внешнеторгового оборота), страны ЕС (31%) и США (9%). При этом значимость рынка России и стран ЕАЭС для Минска увеличивается почти пропорционально спаду кросс-граничной торговли с теми странами, которые решили сменить действующего главу белорусского государства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus