Кто сказал, что в Казахстане не ценят ученых? Не только ценят, но и доверяют им, причем в массовом порядке, высокие государственные должности. К такому выводу приходишь, изучая «досье» глав регионов, особенно южных, – сплошь кандидаты и даже доктора наук. Да, они не занимаются научной деятельностью на постоянной основе, профессионально, но ведь получение ученых степеней подразумевает проведение каких-то исследований, а то и совершение хотя бы мало-мальских открытий.
Страна мечтателей, страна ученых…
В советские годы среди первых секретарей обкомов и председателей облисполкомов, конечно, встречались кандидаты и доктора наук, но то были единичные случаи. Как говорится, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево (каждому свое). Скажем, ни один из пятерых первых руководителей Кызылординской области, занимавших этот пост в период с начала 1960-х до середины 1980-х (Салимгерей Токтамысов, Мустахим Иксанов, Хасан Бектурганов, Исатай Абдукаримов, Такей Есетов), не имел ученой степени. То же самое касается и следующего первого секретаря обкома – Еркина Ауельбекова.
Впрочем, Ауельбеков, окончивший с отличием Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве, по свидетельствам очевидцев, работая сначала главным агрономом, а затем директором целинного совхоза, все-таки готовил диссертацию, для чего проводил на опытном участке собственные сортоиспытания. Но потом его карьера круто пошла в гору: в 33 года – председатель облисполкома, в 35 – первый заместитель министра, в 37 – министр, в 38 – первый секретарь обкома… И ему, видимо, было уже не до научных исследований. А получать ученые степени «просто так» тогда было не принято, хотя, конечно, кое-кто становился их обладателем не вполне честным способом.
Закрывавший – хронологически – список первых секретарей Кызылординского обкома партии Сеилбек Шаухаманов, впоследствии назначенный сначала главой областной администрации, а потом акимом области, тоже был «неостепененным». Но во второй половине 1990-х (к тому времени раздача научных степеней в Казахстане приобрела массовый характер) он, уже покинув кресло главы региона и став сенатором, все-таки пополнил ряды кандидатов экономических наук.
Сменивший его в 1995-м Бердыбек Сапарбаев на тот момент уже имел эту степень. А через четыре года он стал доктором наук, защитив диссертацию на тему «Управление инвестиционными процессами в производственно-хозяйственной системе (на материалах Кызылординской области)». И попутно выступил в роли автора книг «Экономика региона в переходный период» и «Специальные экономические зоны. Опыт создания». А то, что этот опыт создания был, мягко говоря, не самым удачным (инициированная акимом СЭЗ просуществовала всего два с половиной года), да и инвестиций кот наплакал, – уже не столь важно.
Приглашенный Сапарбаевым на пост первого заместителя главы региона, а после его ухода возглавивший область Серикбай Нургисаев тоже время зря не терял. К 2004 году, когда он оставил должность акима, уже готова была его докторская диссертация на тему «Промышленная политика в обеспечении экономической безопасности депрессивных регионов», которую он в том же году, разумеется, успешно защитил. Правда, промышленности, за исключением нефтедобывающей (зародившейся в области еще в советские годы), за пять лет пребывания Нургисаева у власти в этом «депрессивном регионе» так и не появилось.
Если двое вышеназванных акимов уехали из Кызылординской области докторами наук, то следующие таковыми приехали. Причем они отметились в разных отраслях знаний: Икрам Адырбеков – доктор экономических наук (защитился в 1994-м), Мухтар Кул-Мухаммед – юридических (в 1998-м), Крымбек Кушербаев – политических (в 1997-м). К тому же все трое еще и академики – соответственно Академии естественных наук, Академии социальных наук и Международной академии наук высшей школы.
Каким-то странным образом не поддался этому искушению Болатбек Куандыков, который руководил областью в период с мая 2008-го по январь 2013-го, между Кул-Мухаммедом и Кушербаевым, – он даже кандидатскую не удосужился написать. Может, руки не дошли? Ну, попросил бы кого-нибудь из подчиненных или людей со стороны сочинить, тем более что желающих помочь чиновникам столь высокого уровня у нас всегда хоть отбавляй. А так, только всю статистику испортил.
Что касается Гульшары Абдыкаликовой, которая возглавляет регион сегодня, то в 2005-м она защитила диссертацию на тему «Капитализация пенсионных фондов: проблемы и перспективы (на примере НПФ Республики Казахстан)» и стала кандидатом экономических наук. Шансы подняться до докторской степени у нее, безусловно, есть.
Всесторонне талантливые?
Соседняя Туркестанская (ранее Южно-Казахстанская) область по количеству докторов наук среди глав региона проигрывает Кызылординской – таковых здесь было лишь трое, к тому же один из них, Сапарбаев, получил эту степень за диссертацию, написанную в низовьях Сырдарьи, а не на территории, расположенной выше по течению реки. Зато в Туркестанской области среди акимов не было таких «отступников» от общей нормы, как Куандыков, – все десять человек, руководившие ею на протяжении последних тридцати лет (один из них, Умирзак Шукеев, заступал на этот пост дважды), либо уже были, либо стали «остепененными».
К первому из них, опять же если брать в хронологическом порядке, вопросов нет: Марс Уркумбаев, ставший главой ЮКО сразу после обретения независимости, вышел из научно-преподавательской среды, окончил аспирантуру, в 1973-1991 годах был ректором ДГМСИ, единственного в нашей республике вуза, готовившего специалистов водного хозяйства и мелиорации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на пост акима он заступил, уже будучи доктором технических наук. Предпоследний на сегодня глава региона Жансеит Туймебаев, прежде чем пойти по чиновничьей линии, довольно долго преподавал в КазГУ и еще в советское время, в 1987-м, стал кандидатом филологических наук. А вот докторскую защитил только в 2008-м, когда был …министром образования и науки. Надеюсь, так называемого «конфликта интересов» в этом случае не было. Третий доктор – как уже сказано выше, Сапарбаев.
Остальные семь человек, в разные годы руководившие областью, – кандидаты наук. У шестерых из них диссертации были на экономические темы, практически все они (кроме, может быть, Калыка Абдуллаева) имели к науке опосредованное отношение и получили степень в годы независимости. Исключение составляет Аскар Мырзахметов, который и начинал карьеру как научный работник в НИИ, и защитился в советское время (в 1988-м), и тему выбрал чисто сельскохозяйственную – «Влияние качества протеинового питания на воспроизводительную способность телок и нетелей и их последующую молочную продуктивность».
Омирбек Байгельды, первый в истории аким еще одной южной области, Жамбылской, по специальности зоотехник (окончил Алматинский зооветеринарный институт), до наступления независимости работал исключительно в сельскохозяйственных, партийных и советских органах, но стал впоследствии доктором экономических наук и членом-корреспондентом Инженерной академии РК. Наверное, между зоотехнией (для тех, кто не знает: это наука о разведении, содержании и кормлении скота), экономикой и инженерией существует какая-то таинственная связь.
О широте и разнообразии «научных талантов» теперь уже бывшего акима, а также бывшего спикера сената парламента говорит и его «вклад» в историческую науку. Например, он утверждал: «История свидетельствует, что наш народ был чрезвычайно богат, носил одежду, расшитую золотом, ел из золотых блюд, ездил в золотом седле, а правители восседали на золотом троне. Собрания проводились в золотых дворцах. А мы – потомки того великого народа». Кроме того, он сделал целый ряд других «открытий»: еще в I веке в Таразе выпускали бумагу; основателя первого болгарского государства Аспаруха на самом деле звали Аспар-ханом, и он был тюрком; самая первая в мире арфа изготовлена на нашей земле; один из наиболее почитаемых китайских поэтов Ли Бо родился на территории современной Жамбылской области, а настоящее его имя Елибай, и т.д. и т.п.
Кстати, про «Елибая» он написал книгу и даже снял научно-документальный (так его представили) фильм, после чего тогдашний министр культуры, но доктор юридических наук Кул-Мухаммед вручил бывшему зоотехнику, но доктору экономических наук, нагрудный знак ….«Заслуженный деятель культуры РК». Поистине уникальная страна с уникально одаренными людьми!
После Байгельды областью руководили еще девять человек, и лишь двое из них так и не заимели ученых степеней. Среди остальных семерых – шестеро кандидатов наук (опять же преимущественно экономических) и один доктор: это все тот же Сапарбаев, нынешний глава региона.
Идя дальше по югу Казахстана в восточном направлении, доходим до Алматы. Только первый из акимов города, Заманбек Нуркадилов, не был «остепененным». Следующие шестеро – либо кандидаты наук (Шалбай Кулмаханов, Бауыржан Байбек и нынешний градоначальник Бахытжан Сагинтаев), либо доктора (Виктор Храпунов, Имангали Тасмагамбетов и Ахметжан Есимов).
Пожалуй, на этом можно остановиться. И задаться резонным вопросом: научные исследования (открытия) всех перечисленных акимов как-то повлияли на положение дел в регионах, которыми им доверили руководить? Их работы хоть как-то обогатили казахстанскую науку, сделали ее чуть-чуть конкурентоспособнее? И вообще, зачем им эти степени? Чтобы потешить собственное тщеславие?
Правила комментирования
comments powered by Disqus