Кыргызстан находится в эпицентре геополитических баталий. Разные страны стремятся расширить сферу своего влияния и решить внешнеполитические задачи за счет реализации в республике своих проектов. О том, какие игроки наиболее активно действуют на территории страны, и каковы их цели в интервью «Региону.kg» рассказал экс-спикер Жогорку Кенеша КР, политический деятель Ишенбай Кадырбеков.
«Регион.kg»: В последнее время эксперты и даже власти говорят о беспрецедентном вмешательстве иностранных государств во внутренние дела Кыргызстана. Транслируется мнение, что вооруженный конфликт, произошедший в конце апреля на кыргызско-таджикской границе, также был спровоцирован третьими силами, и осуществлялся в рамках крупного геополитического проекта. Что вы об этом думаете?
- В том, что за событиями, произошедшими в Баткене, стояли внешние силы, нет никаких сомнений. Все мы знаем, почему вспыхивают очаги напряженности в разных точках мира, в той же Украине, в Донецке и Луганске, и что за ними стоит Запад. Теперь, чтобы «пощекотать нервы» России, они взялись за Центральную Азию, провоцируя ситуации, там где имеются слабые места. Они давно просчитали, что слабым местом в Кыргызстане является граница, там есть много спорных вопросов. При этом ответственность за конфликт между двумя странами, возлагается не только на Кыргызстан и Таджикистан, но и на Россию, потому что мы все находимся в одном объединении – ОДКБ. В итоге произошедшего конфликта именно Россия оказалась в крайне невыгодном положении, т.к. сейчас с обеих сторон ее упрекают в том, что она, якобы, помогает противнику.
Произошедший конфликт – это продуманный маневр именно против российской стороны. Сегодня часть кыргызстанцев считают, что Кремль поддержал таджиков, мол, Владимир Путин принял Эмомали Рахмона, чтобы показать, что Россия на стороне Таджикистана и хочет укрепить его военную мощь. Такие настроения ведут к некоторому отторжению от РФ.
Немаловажно, что моментально на эту ситуацию отреагировала Анкара, выразив готовность поддержать Кыргызстан, с намеком на необходимость сплочения тюркского, таджики – это все же не тюрки, они персияне. И когда РФ решила помочь в восстановлении Баткена, выяснилось, что Турция уже помогает. По факту, российская сторона сейчас на шаг отстает от участия в этих процессах, и это на руку тем странам, которые хотели бы разрушить дружбу и союзнические отношения между государствами ЦА и России.
«Регион.kg»: Какие необходимы меры со стороны Кыргызстана, и со стороны России, чтобы не допустить охлаждения отношений?
- К вопросам внешней политики и позиций Кыргызстана на мировой арене наше государство должно относиться крайне серьезно и взвешенно, учитывая свои интересы, но и Россия, претендующая на роль мировой державы, должна действовать более активно, когда речь идет о сохранении ее влияния в регионе. Мировой державой государство становится при наличии сторонников и союзников на геополитической плоскости. Например, чтобы США не решили, весь Евросоюз уже выступает в их поддержку.
Россия обязана быть мировым центром силы, потому что это необходимо для баланса существующего миропорядка – одной силе должна противостоять другая сила. Но претендуя на эту роль, Россия должна на равных относиться ко всем своим союзникам, постараться не допускать подобных конфликтов, нейтрализовать третьи силы, которые провоцируют такие ситуации. События в Баткене – это серьезный звоночек для России.
«Регион.kg»: На ваш взгляд, какие шаги нужно предпринять во избежание повторения приграничных вооруженных конфликтов?
- Когда две стороны имеют паритетную силу, третьим сторонам тяжело их сталкивать друг с другом, а когда один слабее, такие ситуации легко провоцировать. Когда в США внешние угрозы были сильнее, чем возможности страны себя защитить, была принята вторая поправка к Конституции – билль об оружии, который в целях защиты государства разрешал всем американцам вооружаться. Я лично, как гражданин, считаю, что нам пора принять закон, который позволит жителям приграничных районов иметь оружие и использовать его в случае возникновения внешней агрессии. Когда таджики поймут, что местные жители могут им противостоять, и внешним игрокам будет сложнее толкать таджиков на нападение.
«Регион.kg»: Сейчас ходят слухи о том, что осенью в Кыргызстане ожидается обострение общественно-политической ситуации, вплоть до попытки очередной смены власти. Насколько эти прогнозы реальны, и кто, на ваш взгляд, может выступить организатором этих событий?
- Если говорить о внутренней ситуации, то сейчас наша страна находится в ожидании, кыргызстанцы живут надеждой на новую власть, на новую Конституцию, поэтому говорить о каких-то тенденциях или предпосылках для дестабилизации обстановки на данный момент не стоит. Чтобы понять насколько заявления высокопоставленных лиц нашего государства соответствуют их действиям, нужно время. Поэтому прогнозировать внутренний накал я бы не стал. Конечно, не исключено, что есть определенные силы, которые возможно хотят осуществить попытку захватить власть, но это не тенденциозно, т.к. пока таких сил не видно.
В данной ситуации роль детонатора могут сыграть только внешние игроки. И вот это уже реальная опасность, потому что внешние силы могут изменить ситуацию за очень короткое время. Если бы в Баткене такие силы ставили целью конкретный результат, то конфликт мог бы быть намного интенсивнее и разрушительнее, но на этот раз они выкатили пробный шар – посмотреть, кто и как отреагирует, кто и как себя поведет. Возможно, что события, которые прогнозируют отдельные эксперты, осенью могут произойти именно на юге. Т.е. дестабилизировать ситуацию сейчас могут только внешние силы, внутри страны такого деструктивного потенциала на данный момент нет.
«Регион.kg»: В последнее время мы видели интенсификацию вмешательства западных стран в общественно-политическую жизнь Кыргызстана – это и заявления американского посла по ряду наших внутренних вопросов, и финансирование и открытая поддержка отдельных политических объединений на парламентских выборах в прошлом и президентских выборах в этом году. Это и финансирование различных митингов, в том числе против принятия новой Конституции. Почему США и Евросоюз так интересует наш Основной Закон, и вообще национальное законодательство?
- Европейские страны и США вкладывают миллионы долларов в наше законодательство, потому что иногда революции или перевороты можно осуществить не на улице, а через принятие тех или иных законов. Принятие законов – это сугубо внутреннее дело нашей страны, но они очень хитро решают у нас в стране свои задачи через неправительственные организации. Заметьте, большинство из документов принимаются под давлением гражданского сектора, отрабатывающего гранты западных стран.
Мы по факту у себя в стране мало, что решаем. Решают внешние силы, которые через законы и реформы под лозунгом демократии, продвигают свои ценности и решают свои геополитические задачи. Коллективный Запад реализует свои интересы по разрушению нашей страны путем стимулирования бесконечных реформ. Реформа – это, по сути, революция. Мы говорим, Кыргызстан не выдержит еще одну революцию. А еще одну реформу он выдержит? Нам все кажется, вот проведем реформу, и все наладится. А реформа – это разрушение, мы не успеваем что-то построить, как нам уже новую реформу подкидывают.
В итоге реформой здравоохранения мы уничтожили наше здравоохранение, развалили его полностью, что особенно наглядно показала пандемия. И такая же ситуация во всех сферах – налоговой, образовательной, аграрной, военной и т.д. И все это мы сделали вроде бы сами, но с подачи и на деньги, которые нам выделяют западные страны. Никто у нас не отслеживает и не оценивает потенциал тех или иных законов, принимая все, что нам навязывают извне.
Возьмем, например, «Закон о выборах». Мы сами приняли такой закон, который создает условия и может служить основой для революционных действий. Наше выборное законодательство принято под эгидой Венецианской комиссии и ОБСЕ, и что мы имеем в итоге – даже городские выборы стали прецедентом – их результаты сведены к нулю, не говоря уже о том, что в октябре прошлого года парламентские выборы послужили поводом для смены власти.
Мы 30 лет реформируем правоохранительную и судебную системы, еще одна система не устоялась, мы ее сносим и проводим новую реформу, в итоге мы просто развалили и правоохранительные, и судебные структуры. Сейчас идет процесс принятия новых кодексов – прозападные структуры, те же неправительственные организации, активно работают – круглые столы проводят. Мы в который раз реформируем УК и УПК? Умные люди вносят изменения и дополнения в существующие документы, но не принимают новые кодексы. Мы же просто сломали всю систему, и никто толком не знает, как пользоваться этими новыми кодексами, кто так понял, тот так и применяет.
Посмотрите, в той же Америке за последние 50 лет не принято ни одного нового закона, они принимают дополнения к существующему законодательству в соответствии с требованием времени, они не делают революций, они лишь подправляют то, что у них есть.
Запад в этом плане очень хорошо работает. Они вмешиваются в дела разных государств, совершают революции и т.д. Они хотят стать властелинами мира, и поэтому комплексно подходят к вопросам внешней политики. А вот Китай и Россия, к сожалению, стоят в сторонке, мол, это внутреннее дело Кыргызстана, и мы не будем вмешиваться.
«Регион.kg»: Как мы можем противостоять этому беспардонному вмешательству западных государств?
- Если мы хотим строить суверенное государство, мы, прежде всего, должны начать выступать инициаторами своих же законов. Как действуют НПО – они приглашают депутатов и общественных представителей на круглые столы, презентуют готовые законопроекты и продвигают их на всех уровнях. У нас таких возможностей, увы, намного меньше. Я, например, когда был депутатом, разрабатывал законопроект, презентовал его коллегам, но средств, чтобы провести широкие общественные слушания – круглые столы, заседания для целевых групп и т.д. у меня не было. Поэтому наши собственные инициативы теряются в потоке предложений, которые разрабатываются где-то и нам навязываются через обширную сеть гражданского общества, сформированного на деньги иностранных государств, и, по сути, решающих их задачи в нашей стране.
«Регион.kg»: В прошлом году депутаты Жогорку Кенеша инициировали законопроект о внесении изменений в «Закон об НПО», в частности, речь шла об усилении финансовой отчетности неправительственного сектора. Проект прошел рассмотрение в двух чтениях, но так и не был принят, отчасти потому, что вызвал шквал критики со стороны самих НПО, а также получив негативные комментарии со стороны некоторых международных организаций. Как вы считаете, должно ли государство контролировать эту сферу?
- Для Кыргызстана – это вопрос суверенитета. Как суверенное государство, мы обязаны иметь контроль над деятельностью любых структур, которые имеют какое-то влияние и воздействие на жизнь страны. Сегодня в республику вливаются огромные средства на построение гражданского общества, и государство должно знать, откуда и на какие цели выделяются эти средства, равно как и на что они фактически расходуются. Филантропов в мире не существует, и деньги выделяются местным НПО с какой-то конкретной целью. Поэтому государство обязано иметь доступ к информации, касающейся поступления и распределения финансовых потоков неправительственных структур.
Нередко мы можем увидеть, что деньги декларируются на одни цели, а в реальности используются совершенно не по назначению, мы видим, например, что отдельные неправительственные организации вмешиваются в политику и госуправление, хотя по закону делать этого и не имеют права. А что, если они захотят их использовать для создания конфликтов или в других угрожающих нашей стране целях? Государство не просто имеет право, оно обязано контролировать движение иностранных денег внутри страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus