Высокий уровень смертности и недоедание среди детей – ключевые проблемы Таджикистана. Подавляющее большинство таджикских детей лишены возможности получения дошкольного образования.
Также актуальна проблема получения образования для девочек и фактическая дискриминация детей с особенностями развития.
Источник: Как Таджикистан соблюдает права детей?
В конвенции ООН о правах ребёнка права на жизнь, здоровое питание, качественное образование и свободу от дискриминации – фундаментальные права, которые дети получают с рождения. Но насколько государство обеспечивает соблюдение этих прав в Таджикистане?
Кого можно назвать детьми?
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, все люди, не достигшие 18-летнего возраста, считаются детьми и обладают правами, описанными в Конвенции. Таджикистан ратифицировал этот документ 28 лет назад – в 1993 году.
Право на жизнь?
Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Правительства обязаны создавать условия для максимально возможной степени выживание и развитие детей. (Конвенция ООН о правах ребенка)
Эксперты Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) считают, что для этого необходимо обеспечить надлежащую систему водоснабжения, санитарии и гигиены в роддомах и родильных отделениях медучреждений. Отсутствие базовых условий, основных лекарств, оборудований, вакцин и недоброжелательное отношение к ребёнку в родильных домах – одни из главных причин неонатальной (в течении первого месяца жизни) и младенческой смерти.
По данным Всемирного банка, уровень неонатальной смертности в Таджикистане в 2019 году составлял 15 на 1000 детей – это самый высокий уровень в Центральной Азии, за исключением Туркменистана и Афганистана.
Уровень смертности детей до 5 лет в Таджикистане в 2019 году также являлся одним из самых высоких в регионе – 33,8 смертей на 1000 живорожденных. В соседних странах ситуация намного лучше – Узбекистан (17,4), Кыргызстан (18,3) и Казахстан (10,5). Туркменистан (42 смерти) и Афганистан (60.3) снова в аутсайдерах.
Министерство здравоохранения Таджикистана рисует более оптимистичную картину. На пресс-конференции 12 февраля 2021 года министр здравоохранения Джамолиддин Абдуллозода сообщил, что уровень младенческой смертности (в течении 1 года жизни) в 2020 году составил 13,4 смерти на 1 тысячу населения, а среди детей до 5 лет этот показатель равнялся 16,5 на 1 тысячу.
Право на здоровое питание
Каждый ребёнок имеет право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Среднее и высшее образование должны быть доступны каждому ребёнку. Помимо того, что образование должно помочь детям развить их личность, таланты и способности, образование должно помочь им мирно жить в обществе, знать свои права и защищать окружающую среду. (Конвенция ООН о правах ребенка)
Больше всего проблем в сфере образования Таджикистана связано со сложностью раннего, дошкольного развития ребёнка. Более 84% детей в возрасте от 3 до 6 лет в Таджикистане не получают дошкольного образования. Это свыше 726 тысяч детей, большая часть из них проживает в сельских и отдаленных районах.
По данным ЮНИСЕФ, это связано с недостаточным распределением государственных ресурсов, постоянным демографическим ростом, зависимостью от внешнего финансирования, отсутствием средств у родителей.
Работники системы дошкольного образования из-за недостатка финансирования со стороны государства вынуждены собирать деньги у родителей. Более 70% учителей, работающих в учреждениях дошкольного образования, не проходили подготовку для обучения детей до 6 лет и поэтому не обладают достаточной компетенцией.
В период пандемии COVID-19 в Таджикистане сократились доходы государственного бюджета и возросли расходы на социальный и сектор здравоохранения, что резко увеличило дефицит бюджета. Это дефицит решили покрыть путём привлечения внешних заимствований.
Выплата внешних кредитов — это огромный риск для достижения одной из Цели устойчивого развития к 2025 году – увеличение охвата детей дошкольным образованием до 30%. Для выплаты внешнего долга ещё больше могут быть сокращены и так недостаточные для системы дошкольного образования государственные ассигнования, которые составили около 300 млн сомони (около 26,3 млн долларов США) в 2019-2020 годах (около 0,3% от ВВП Таджикистана).
Свобода от дискриминации
Все дети в равной степени обладают предоставленными им правами. Ни один ребёнок не должен подвергаться несправедливому обращению вне зависимости от религии, взглядов, внешности, пола, есть ли у них инвалидность, богаты они или бедны, от того, что делают их родители или члены их семей. Ни один ребёнок не должен подвергаться несправедливому обращению.
Но в реалиях Таджикистана мы видим, что девочкам сложнее получить высшее образование, а зачастую даже среднее. Зачастую им навязывают раннее замужество и жизнь на попечительстве супруга. Желание девочек получить образование и работу, как правило, не учитываются, потому что как потенциальный кормилец в семье априори рассматривается только мальчик.
Особенно эта тенденция характерна для отдалённых сёл, где доступ к любому образованию сильно затруднён и обучение детей является неподъёмной статьей расхода для родителей.
Дискриминации со стороны общества также подвергаются дети с психическими и физическими особенностями развития. В Таджикистане существуют законы признающие права детей с ограниченными возможностями на доступ к образованию, жилью, профессиональному обучению, медицинской помощи и проведению досуга наравне со здоровыми людьми, однако на практике они не выполняются.
В Таджикистане отсутствует широко распространённая система, способствующая позитивному отношению к людям с особенностями развития, позволяющая получать инклюзивное образование или реабилитационные услуги. Даже родители пытаются скрыть факт того, что кто-то в их семье является инвалидом, потому что опасаются негативной реакции со стороны общества. Это сокращает перспективы доступа детей с особенностями развития к участию в общественной жизни.
Родители имеют право поместить своего ребёнка в дошкольном возрасте в специализированное учреждение, согласно Закону Республики Таджикистан о социальной защите инвалидов, где о нём будет заботиться государство.
Однако Лола Насриддинова, врач, ADOS консультант, директор и основатель общественной организации «ИРОДА» считает, что в специализированных учреждениях дети с инвалидностью не получают должного подхода.
«Проблема состоит в том, что сотрудники спецшкол и интернатов не всегда проходят курсы повышения квалификации, международные стажировки, не следуют современным подходам в обучении, которые уже давно используются в общественных организациях и во всём мире», – говорит Насриддинова.
Другая проблема — это подход к обучению людей с разной сложностью функционирования.
«Получается, что дети и взрослые с тяжелыми нарушениями коммуникации, имеющие поведенческие проблемы получают больше медикаментозное лечение, нежели учебно-терапевтические услуги, потому что им необходимы тренинги, дополнительный персонал и волонтеры», – отметила врач.
По ее словам, третья проблема связана с образованием детей.
«Например, для человека с тяжелой формой аутизма образование — это научиться ходить в магазин, освоить простые навыки самостоятельной жизни, получить прикладные навыки профессии и т.д.», – сказала Насриддинова.
Многие дети с инвалидностью вообще не получают образования. Это связано с недоступностью зданий (элементарно отсутствуют пандусы для колясочников), неподготовленностью учителей, негативным отношением и отсутствием адаптированных учебных материалов.
Например, для глухого ребёнка требуется преподаватель со знанием языка жестов, а для слепых необходимы учебники, в которых используется шрифт Брайля.
Образовательные учреждения в Таджикистане не обладают такими ресурсами. Без образования, даже если не брать во внимание факт отсутствия рабочих мест, детям с ограниченными физическими возможностями сложнее найти работу. Поэтому они больше ограничены в средствах к существованию, чем их здоровые сверстники.
Правила комментирования
comments powered by Disqus