Причины как экономические, так и политические.
Исламские радикалы продолжают угрожать Центральной Азии, считает доктор исторических наук Булат Султанов.
Радикальные идеи в регионе по-прежнему сохраняют популярность, и это вызывает серьезную тревогу. Главная причина – ухудшение социально-экономического положения, коррупция, несправедливость, отсутствие «социальных лифтов». А радикальные идеологи обещают некую справедливость, и многие обездоленные легко клюют на эту удочку.
Источник: Пять причин сотрудничать с Китаем — окончание
Из ЦА же боевики пойдут в Россию и Китай. Так что противостоять им нужно совместными усилиями. Но есть и сугубо «мирные» причины развивать экономическое сотрудничество с Китаем. Даже если этому будут противодействовать.
Окончание. Читайте также первую часть.
Это будет обоюдная выгода
— Итак, мы обсудили два пункта в списке причин сотрудничать с КНР. Следующий пункт — укрепление транспортно-логистического сотрудничества.
— Да, и здесь для нас особый интерес представляют интеграционный проект Евразийский экономический союз и мегапроект «Пояс и путь»
У нас нет выхода к морским торговым путям, а они открывают доступ к морским перевозкам. Что в свою очередь означает увеличение наших товаров на европейских а азиатских рынках. Это даст нам дополнительные благоприятные условия для экономического роста и социального развития. Кстати, вдобавок в бюджет пойдут таможенные пошлины за транспортировку товаров через нашу территорию. Поэтому мы заинтересованы в успехе этих и других инфраструктурных и логистических проектов.
В свою очередь Экономический пояс Шелкового пути через Казахстан — это для Пекина своего рода «золотая калитка».
Гипотетически США могут в любой момент заблокировать морские пути в порты Китая, так как имеют военное превосходство сразу в трех океанах — Атлантическом, Индийском и Тихом.
А путь через Казахстан не контролируется их вооруженными силами и абсолютно безопасен для Китая. Кроме того, если морем из Китая в Германию груз перевозится около 40 суток, то по железной дороге через Казахстан — 16-18.
В 2020 году в общей сложности грузовые поезда совершили 12,4 тыс. рейсов по маршруту Китай — Европа. Перевезли более 20 млн тонн грузов, что на 50% больше, чем в 2019 году. В настоящее время почти половина железнодорожных контейнеров по маршруту Китай — Европа идут по нашей территории.
Сейчас ждем, когда Россия достроит свой участок
— То есть для нас это весьма прибыльно?
— Сейчас транспортная логистика формирует 8,1% ВВП Казахстана. Весьма перспективным в этом плане является участие Казахстана в строительстве международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай» протяженностью почти 8,5 тыс. километров, из которых на нашу территорию приходятся 2,8 тыс. километров.
Благодаря этому проекту время транспортировки грузов от китайского порта Ляньюньган на побережье Тихого океана (через Хоргос, Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорду, Актобе, Оренбург, Казань, Москву) до Санкт-Петербурга будет занимать всего 10 дней.
Это в 3,5 раза меньше по сравнению с морским путем
За счет этого проекта мы реконструировали дорожное полотно от Хоргоса до Актобе через южные области страны (Жамбылскую, Туркестанскую, Кызылординскую). Казахстан и Китай свои участки завершили еще в 2017 году, теперь ждем, когда свой достроит Россия.
Кстати, вышесказанное касается и четвертого пункта — «Содействие сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути».
Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета 21 мая 2021 года призвал глав государств-членов ЕАЭС форсировать работу по модернизации трансграничных участков транспортных артерий. В первую очередь завершить реконструкцию автомагистрали «Западная Европа-Западный Китай» на всей территории ЕАЭС.
Угроза исламского халифата никуда не делась
— В таком случае последний — борьба с «силами трех зол». Что это вообще такое?
— Это сепаратизм, терроризм и экстремизм, к активизации которых привела мировая турбулентность. В нашем регионе адекватным ответом может быть активное сотрудничество Казахстана и Китая по противодействию.
В частности, реальной угрозой остается проникновение боевиков ДАИШ в провинции северного Афганистана. Те, кто финансирует боевиков извне, будут настойчиво подталкивать их к распространению деятельности на территории стран Центральной Азии
Следующей задачей станет расширение деятельности уже за пределы Центральной Азии. Направление — на север-восток (регионы компактного проживания мусульманского населения в России) и восток (СУАР).
По данным американских экспертов, в конфликте в Ираке и Сирии приняли участие более 4 тыс. боевиков из Центральной Азии. В том числе около 500 граждан Казахстана. Кроме того, в общей сложности за несколько лет правоохранители пресекли выезд в Ирак и Сирию 546 наемников. Не исключено, что в нашем регионе попытаются применить технологии, отработанные на Ближнем Востоке, и дестабилизировать ситуацию.
Финансовые ресурсы ДАИШ делают его привлекательным спонсором для пока разрозненных подпольных радикальных исламистских групп в Центральной Азии. Поэтому всем нам нужно координировано принимать меры по пресечению каналов внешнего финансирования таких групп.
Проблема в том, что помимо зарубежных спонсоров идею исламского халифата начинают поддерживать некоторые бизнесмены в самом регионе. Одни платят «налог на джихад» добровольно, других шантажируют и запугивают радикалы.
Все эти явления еще и обострились вследствие пандемии. В этих условиях радикальный ислам выступает у части обездоленных в качестве единственной надежды на восстановление социальной справедливости и улучшение материального положения.
Сотрудничество пока недостаточно эффективно
— Насколько эти угрозы сейчас реальны именно для нас?
— В Центральной Азии политический ислам пока еще на стадии становления. Но он расширяет ресурсную базу и готовит социальную почву для позиционирования в качестве альтернативы светскому вектору развития.
Работа по противодействию терроризму и экстремизму идет не только на национальном уровне, но и в рамках соответствующих структур. В результате активность зарубежных экстремистских и террористических организаций в регионе существенно сократилась. Но сотрудничество недостаточно эффективно.
Казахстан находится в своего рода геополитическом треугольнике между Китаем, Россией и исламским миром. При этом США будут усиливать давление на Китай и Россию как главных соперников и конкурентов. Следовательно, будет усиливаться внимание США к Казахстану и странам Центральной Азии, соседствующим с Китаем. Обострил ситуацию объявленный Байденом вывод войск из Афганистана. Последовала и все усиливается дискуссия, в какую соседнюю страну их выведут.
Ясно, что США будут стремиться воспрепятствовать сближению Пекина с Москвой, в частности, сорвать сопряжение ЕАЭС с мегапроектом «Пояс и путь». В частности, население будут стараться убедить в угрозе экономической экспансии со стороны Китая.
Необходимо иметь в виду, что конфронтация США, с одной стороны и Китая и России — с другой, сохранится в среднесрочной и, скорее всего, дальнесрочной перспективе. Соответственно, США будут стремиться ухудшить отношения и Европейского союза с Китаем.
Но несмотря на все это, Казахстан заинтересован в углублении стратегического сотрудничества с Китаем. Естественно, на основе равноправия и учета обоюдных интересов. Оно позволит нашим странам успешно парировать возникающие угрозы и вызовы и, следовательно, обеспечат безопасность и рост благосостояния граждан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus