Страны Евразийского союза приступили к формированию общего продовольственного фонда. Толчком к этому стали социально-экономические последствия пандемии и рост биржевых цен на сельхозсырье и готовое продовольствие. Об этом на днях заявил в Совете Федерации вице-премьер РФ Алексей Оверчук. Точные сроки создания такого фонда официально пока не объявлены. Видимо, потому, что требуется решить ряд взаимосвязанных друг с другом вопросов, имеющих приоритетное значение для формирования и эффективного использования означенного фонда.
Ряд подробностей такого интеграционного проекта недавно обозначил глава коллегии ЕЭК Михаил Мясникович. А именно: будут в рамках общего фонда формироваться «фонды по отдельным видам продуктов массового спроса. С помощью этого инструмента страны Союза смогут в том числе регулировать цены на своих внутренних рынках». М. Мясникович пояснил, что конечная цель данной работы в том, чтобы государства имели «определенные запасы, которые будут открыты для всех членов союза». Притом преобладающую часть этих запасов, по словам главы коллегии ЕЭК, планируется размещать в сопредельных регионах стран-участниц Союза.
На первом этапе, по словам главы ЕЭК, фонды будут наполняться мясом, молоком и зерном. А к концу текущего года ассортимент таких запасов планируется расширить до 15-17 позиций в основном за счет продуктов переработки мясного, молочного и зернового сырья.
Известно также, что объемы означенных запасов и график их поступления в фонды будут определяться двух- и многосторонними балансами спроса-предложения по всей отраслевой цепочке: по сельзхозсырью, продовольственным полуфабрикатам и готовой продукции. Предполагается, что балансовые показатели будут рассчитываться не только ежеквартально, но и ежемесячно в случае форс-мажорных ситуаций с продовольственной цепочкой или с ценами на продукты.
Однако существует риск, что ввиду разных (а различия весьма существенны) уровней господдержки АПК в ЕАЭС-регионе, те страны, где уровень этой поддержки максимальный, могут стать своего рода постоянными «донорами-поставщиками» формируемого продуктового фонда – от сырья до готовых изделий. По имеющимся данным, совокупный фактический уровень господдержки (прямой и косвенной) АПК в расчете на условную единицу готовой продукции в Белоруссии более чем втрое выше, чем в РФ; почти на столько же выше, чем в Казахстане; несопоставимо выше, чем в Армении и Кыргызстане (в пересчете на рубли РФ). В свою очередь, в расчете на ту же единицу уровень господдержки АПК в Казахстане выше, чем в Армении и Кыргызстане.
Отметим, что такие диспропорции обусловлены, прежде всего, условиями членства в ВТО, в которой участвуют все страны Союза, исключая Белоруссию. Эти условия предусматривают ограниченные размеры господдержки национальной экономики, в том числе сельского хозяйства и пищепрома.
При этом страны Союза пока не согласовали основные принципы общесоюзной господдержки АПК и смежных отраслей. Из-за этого, напомним, между ними периодически возникают торговые споры в связи с обоюдными обвинениями в занижении цен на продукцию, вводятся временные ограничения по объемам взаимопоставок. Однако чем выше реальный уровень господдержки АПК и субсидирования внутренних цен, тем дешевле эта продукция и на внешних рынках.
С учетом данных факторов в ходе встречи в Минске вице-премьера Белоруссии Александра Субботина и главы белорусского Минсельхозпрода Ивана Крупко с министром по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артаком Камаляном примерно год тому назад белорусская сторона заявила о приоритете таких секторов сотрудничества в АПК, как «государственная поддержка АПК, прогнозирование балансов спроса-предложения, единые правила обращения продукции растениеводства и животноводства».
Что же касается позиции Казахстана по проекту общего продовольственного фонда, её полноценно высказал почётный глава Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) Нурсултан Назарбаев ещё 21 мая с. г. на заседании ВЕЭС. А именно: требуется исключить «любую возможность дефицита продовольствия в Союзе. Это вопросы агропромышленной политики и, следовательно, продовольственной безопасности». Н. Назарбаев подчеркнул, что в ЕАЭС-регионе имеется «всё для того, чтобы обеспечить продовольствием всех жителей наших стран». Для этого нужно оптимально планировать производство сельхозпродукции, взаимный обмен ею, выбрать наиболее востребованные сферы АПК-интеграции.
Между тем в регионе Союза сохраняется высокой импортная составляющая в производстве сельхозпродукции и его инфраструктурном обеспечении. Точнее речь идет о преобладании «зарубежного» оборудования в производстве, хранении, переработке продовольственного сырья практически во всех странах ЕАЭС. Доля такого оборудования в основных фондах АПК Союза ныне превышает 60%. А поскольку оно постоянно дорожает (значит, дорожает и его импорт), усложняется полномасштабное технологическое обеспечение сельского хозяйства и пищепрома. Что, в свою очередь, негативно сказывается на динамике производства и сбыта сельхозпродукции в ЕАЭС.
Вот, например, характеристика ситуации к концу 2010-х в основных фондах мясной индустрии стран Союза, данная Канатом Сарсенбековым, начальником отдела субсидий Департамента агропромышленной политики ЕЭК: среди проблемных вопросов в мясной сфере Союза это «прежде всего, высокая доля импортной составляющей в основных звеньях технологического процесса производства, например, говядины: корма, ветеринарные препараты, технологическое оборудование, племенной скот, биоматериал» (доля импортной составляющей – от 40 до 70% в указанных компонентах в концу 2010-х. – Ред.). В результате эта ситуация «негативно влияет на конкурентоспособность конечной мясопродукции в государствах-членах».
Следовательно, наряду с созданием продовольственных фондов требуется более активная кооперация в сельхозмашиностроении и смежных с ним отраслях.
Не менее актуален вопрос перевозочных тарифов, в том числе транзитных, по взаимным поставкам продуктов из общесоюзных фондов. Очевидно, что для своевременного покрытия/предотвращения продовольственных дефицитов потребуются сниженные перевозочные расценки на периоды взаимопоставок из этих фондов.
Относительно же тезиса Н. Назарбаева о самодостаточности продовольственных ресурсов в ЕАЭС, отметим, что его слова иллюстрируются прогнозом Евразийской экономической комиссии от 21 июля 2020 г. (пока это последний прогноз) о продовольственном самообеспечении Союза с учетом взаимных поставок сельхозсырья, его полуфабрикатов и готового продовольствия.
С учетом взаимопоставок внутри ЕАЭС прогнозируется повышение в 2021-22 гг. уровня обеспеченности (в процентах к объему внутреннего потребления):
Армении: по зерну – с 93,6 (в конце 2010-х) до 95,3; мясу и мясопродуктам – с 71,3 до 93,3; молоку – с 94,4 до 100; растительным маслам – с 92 до 106; сахару – с 81,3 до 111; картофелю – с 73 до 90,7;
Белоруссии: по зерну – с 88,8 до 100,7; свинине и говядине – с 97,7 до 101,7;
Казахстана: по говядине – с 98,4 до 105; свинине – с 94,6 до 118; молоку – с 98 до 101;
Кыргызстана: по зерну – с 97 до 104,3; растительным маслам – с 97,8 до 102,7; овощам – с 96,2 до 103,3;
России: по молоку – с 95 до 97,6; овощам – с 90,3 до 92,5.
Очевидно, что эти показатели тем более достижимы в контексте формирования и использования общесоюзных продовольственных фондов. Но, разумеется, при решении вышеупомянутых и смежных вопросов коллективно, с помощью рычагов комплексной агропромышленной интеграции.
Правила комментирования
comments powered by Disqus