Турецкая разведка пересекла все границы
В отношениях между Турцией и традиционно дружественной ей страной постсоветского пространства — Киргизией разразился скандал. Вечером 5 июля турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что пропавшего еще 31 мая главу сети киргизских образовательных учреждений «Сапат» Орхана Инанды тайно вывезли в Анкару, чтобы он предстал перед судом за участие в движении FETO. Охота турецких властей за сторонниками исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена не новость, но раньше их экстрадиция всегда происходила с согласия властей третьих стран. Однако власти Киргизии утверждают, что не знали об операции.
Похищение накануне визита
«В результате кропотливой работы турецких спецслужб доставлен в Турцию и передан правосудию куратор FETО в Центральной Азии Орхан Инанды,— сообщил Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в эфире телеканала TRT.— На сегодняшний день более 100 человек из многих стран были доставлены в Турцию в рамках борьбы с этой террористической группировкой. Мы продолжим борьбу с ней до полной ее ликвидации». На экране в этот момент демонстрировали фотографию самого Орхана Инанды, стоящего между двумя турецкими флагами.
Мы не позволим какой-либо структуре, которая предает государство и нацию, устраивает засады, проливает кровь или наносит материальный или моральный ущерб, продолжать свое существование»,— добавил господин Эрдоган.
Напомним, сторонников движения FETO, возглавляемого живущим в США исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом, в Анкаре считают виновными в попытке военного переворота 2016 года. Сам господин Гюлен причастность к этим событиям отрицает. FETO также известно опекой над широкой сетью информационных ресурсов и образовательных учреждений, в том числе за пределами Турции. Например, в Киргизии гюленовской считалась работавшая с 1992 года сеть лицеев «Себат», которая в 2017 году была переименована в «Сапат». Именно ее возглавлял Орхан Инанды. Он жил в Бишкеке с 1995 года, имея и турецкое, и киргизское гражданство.
После попытки военного переворота деятельностью «Сапат» активно заинтересовалась Анкара. Однако еще в 2017 году тогдашний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев уверял турецких партнеров, что сеть работает под контролем Министерства образования страны и не представляют никакой угрозы. То же самое говорил его преемник — Сооронбай Жээнбеков. При нем президент Эрдоган во время визита в Бишкек заявил об открытии в Киргизии новой сети турецких лицеев — «Маариф», которая должна стать альтернативой «Сапату». Между тем сеть «Сапат» насчитывает 16 лицеев и один университет — «Ала-Тоо», а «Маариф» — всего две школы в Бишкеке и Оше, да и те только строятся.
Орхан Инанды пропал еще 31 мая. Его автомобиль позже нашли брошенным. Благодаря его супруге Рейхан, которая с самого начала говорила, что, по ее информации, мужа удерживают в турецком посольстве, событие получило широкий резонанс: в Бишкеке буквально каждый день проходили акции протеста.
Киргизские власти тоже занялись проблемой на достаточно высоком уровне: в МВД завели дело по статье о похищении человека и объявили главу образовательных учреждений в международный розыск. Президент Садыр Жапаров призывал МВД и Госкомитет национальной безопасности усилить поиски, а Совбез страны 3 июня провел заседание, на котором говорили о «необходимости усиления межведомственной координации» для скорейшего расследования дела.
При этом на парламентских слушаниях, которые прошли 7 июня, замминистра иностранных дел Айбек Артыкбаев рассказал, что в 2019 году Турция пыталась добиться экстрадиции Орхана Инанды. Но Бишкек ей отказал, отметив, что в 2012 году глава сети лицеев получил гражданство Киргизии.
9 июня президент Садыр Жапаров был с визитом в Анкаре, где задал своему турецкому коллеге вопрос об Орхане Инанды. Но, как заявил местному изданию «Акипресс» пресс-секретарь киргизского президента Эрбол Султанбаев, «Эрдоган ответил, что не знает его, у него нет никакой информации, и он ничего не хочет слышать о сторонниках FETO». Сам президент Эрдоган в свою очередь утверждал, что они с Садыром Жапаровым «сошлись во мнении, что FETO представляет угрозу национальной безопасности обеих стран».
Теперь, после новых заявлений из Анкары, Садыр Жапаров заявил изданию 24.kg, что знал и о других попытках похитить Орхана Инанды. «Как только СМИ сообщили об исчезновении Орхана Инанды, я сразу же собрал руководителей правоохранительных органов, вы знаете,— сказал господин Жапаров.— Я поручил им сделать все возможное, чтобы найти его как можно скорее и внимательно следить за границами. В тот же день я получил подробную информацию об Орхане Инанды. Оказалось, что с 2016 года предпринимались уже три попытки его похищения».
Киргизия серьезно зависит от турецких инвестиций, тем не менее Садыр Жапаров выразил готовность идти на противостояние с Анкарой.
«Я сразу дал поручение министру иностранных дел Руслану Казакбаеву вызвать посла (Турции.— “Ъ”) и передать ему ноту протеста. Сегодня нота вручена. Мы подняли данный вопрос перед турецкой стороной и будем требовать возврата Орхана Инанды. Но пока официального ответа от турецкой стороны не последовало. В устной форме они заявили, что Орхан Инанды является их гражданином, что он не выходил из турецкого гражданства. Мы должны дождаться официального ответа Турции»,— сказал Садыр Жапаров.
Почти уникальный случай
Супруга главы сети образовательных учреждений, Рейхана Инанды, намерена бороться за освобождение своего мужа с помощью адвоката Талайгуль Токтакуновой, причем не только с турецкими, но и с киргизскими властями. Женщины рассказали “Ъ”, что они обратились в генпрокуратуру Киргизии с заявлением о начале досудебного расследования, цель которого — найти виновных в исчезновении гражданина двух стран.
Мы будем требовать от властей Киргизии всех необходимых действий по возврату Инанды в страну и семью»,— сообщила госпожа Токтакунова.
«Есть только два объяснения происшедшего скандала — либо наши спецслужбы прозевали действия турецких коллег, либо местные власти способствовали похищению. Третьего не дано,— развил мысль об ответственности киргизских властей в беседе с “Ъ” зампредседателя комитета по международным делам и безопасности киргизского парламента Каныбек Иманалиев.— Конституция Киргизии гарантирует безопасность своих граждан и запрещает выдачу их другим странам».
Научный сотрудник департамента политических наук и международных отношений Турецко-германского университета в Стамбуле Энес Байраклы тоже подтвердил “Ъ”: в Бишкеке могут умышленно отрицать, что знали об операции турецких спецслужб, чтобы избежать общественного давления. «Гюленисты очень активны в Киргизии, они инфильтрированы в элиты страны,— сказал он.— Возможно, поэтому сейчас вокруг этого так много шума.
Я не знаю всех деталей, но президент Эрдоган не уточнял, что Орхан Инанды был похищен незаконно. Я думаю, сотрудничество с местными властями все же было».
Стоит отметить, что действительно Анкара далеко не в первый раз охотится за представителями гюленовских образовательных учреждений. Например, “Ъ” сообщал об аналогичном случае с сетью лицеев Orizont в Молдавии в 2018 году. Тогда из страны выслали учителей, ранее попросивших там убежища. Однако процедуру осуществляла сама Служба информации и безопасности Молдавии. Чтобы не привлекать внимания, она сообщила о выдворении «подозреваемых в связях с исламистской группировкой, ведущей незаконную деятельность во многих странах», не уточняя ни имен, ни гражданства этих людей. Между тем журналисты видели в аэропорту родственников и адвокатов преподавателей, которые были задержаны накануне.
Глава сети киргизских образовательных учреждений «Сапат» Орхан Инанды
Правила комментирования
comments powered by Disqus